Барокко — королевская роскошь... Европейская архитектура. Часть третья

Барокко в архитектуре Европы.

Эпоха барокко в архитектуре, начавшаяся  в Италии, выражала торжество абсолютистского государства и церкви. Барокко было напрямую связано с Контрреформацией, движением по реформированию католической церкви в ответ на протестантскую реформацию.

И, как я уже писала, первые очертания барокко проявились в XVI веке в работах Виньолы и позднего Микеланджело. Хватило нескольких десятилетий, чтобы господство архитектуры барокко распространилось в Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Германия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. В Россию барокко пришло с опозданием, но ярко выразилось в трех направлениях.  

Западно-европейские мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях, которыми человечество гордится до сих пор.  В Испании архитектура барокко находила отражение в фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутреннее убранство больше выражалось в стиле барокко. В Германии здания в стиле барокко строились по французскому образцу, подражая архитектуре Версаля Людовика 14. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. 

Италия.

Стиль барокко в Италии зародился в период позднего Ренессанса. Ведущая роль в развитии архитектуры принадлежала католической церкви, Ватикану, который стремился поддержать свой престиж путем возведения многочисленных храмов, не столь крупных по размерам, но всегда оформленных необычайно эффектно, пышно и эмоционально впечатляюще.

Тончайшая работа мастеров, множество разнообразных и замысловатых узоров, обилие золота поражают своей насыщенностью и королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто использовались колонны, масштабные колоннады, пилястры, а также  вызывающие восхищение множественные и прекрасно выполненные скульптурные композиции на фасаде и в интерьерах.

Мировоззрение 17 века пронизано ощущением драматического противоречия человека и мира, в котором человек занимает совсем не главное место, а растворен в многообразии мира, подчинен среде, обществу, государству. Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, казалось бы, противоположные элементы. Черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии удивительно уживаются в нем с трезвостью размышлений и некоей приземленностью.

Наиболее яркие и характерные памятники барокко в Италии связаны с  именами крупнейших мастеров архитектуры XVII века — Карло Мадерна, создавшего свой собственный стиль; Лоренцо Бернини, являющегося основной фигурой в развитии барочной скульптуры, а также с Гварино Гварини, Франческо Борромини, Карло Райнальди, Бальдассаре Лонгена и другими. 

Принципы барокко в полной мере получили свое развитие в архитектуре Рима и его окрестностей. Cо второй половины XVI в. возникают художественно более сложные, чем в предыдущие времена, жилые постройки. Своеобразный характер постройки имеют господские поместья: палаццо и виллы, отвечающие требованиям безопасности и удобства того времени, но, одновременно, представляющие собой высококлассные произведения архитектурного, скульптурного, садово-паркового искусства. 

Подводя итог скажу, что в архитектуре барокко наиболее высокой оценки заслуживают именно итальянские мастера — ведь именно в их творчестве ярче всего проявлена первичная и главная особенность барокко — стремление к созданию единого ансамбля, где существует  гармония архитектуры, скульптуры и живописи. 

Кажется, что стиль барокко был в крови у итальянских архитекторов, которые помимо того, что стали родоначальниками барокко, еще и активно пропагандировали его: проектировали и строили во всех странах Европы и у нас — в России. Сегодня Италия, как никакая другая страна, с большой заботой относится к своему историко-культурному наследию: с любовью сохраняет и рачительно использует памятники архитектуры эпохи барокко. 

Франция.

Под влиянием традиций Ренессанса французское барокко имеет более спокойный характер, чем итальянское барокко. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией. Вначале французское барокко находится под сильным влиянием ренессансных традиций, которые удерживаются здесь вплоть до первой четверти 17 в. 

Ранний период архитектуры барокко во Франции связан со временем правления Людовика 13 (1610—1643). Для периода Людовика 14 (1643—1715) характерен размах и широта концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. 

Французские архитекторы соединяют барокко и классицизм в оформлении городских особняков, загородных резиденций.  Основные зодчие периода – Жак Лемерсье, Франсуа Мансар, Луи Лево. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. И, как не странно, именно пышное барокко это подтверждает.

Именно поэтому, барокко — это век Разума, Просвещения, но и королевского блеска. Франции мы обязаны появлением такого значимого явления, как искусство создания регулярных парков. И, конечно, началось все с прекрасных королевских садов. О садово-парковом искусстве я пишу отдельную статью. Смотрите продолжение (часть пятая).

Англия.

В протестантской Англии, враждебно относившейся к католицизму, в том числе и с его эстетикой театральности и пышной красоты, барокко имело ограниченный характер и небольшой срок существования. Незначительным был и перечень мастеров, которые поддерживали барочную стилистику. Одним из них был Сэр Джон Ванбру, которому король Георг Первый пожаловал рыцарский титул. Этот известный английский драматург и архитектор — самый значительный представитель английского барокко, автор проекта самого известного барочного памятника архитектуры Великобритании — замка Говард.

Другими проектами Ванбру стали усадьбы Кингс-Уэстон, Кимболтон, Истбэри и другие. Нередко соавтором Джона выступал ученик Кристофера Рена — Николас Хоуксмур. Ванбру и Хоуксмур составили едва ли не самую известную пару в истории архитектуры. Их совместным шедевром стал Бленхеймский дворец (1705), спроектированный для великого полководца — герцога Мальборо.

Замок Бленхейм

Следствием признания культуры Франции XVII в. и Версаля как художественного центра стали визиты туда англичан, среди которых был создатель Собора Святого Павла — Сэр Кристофер Рен— математик, учёный, архитектор, который считается создателем национального архитектурного стиля Великобритании. Его вряд ли можно назвать приверженцем барокко, однако недавно вышла книга «Кристофер Рен — гений английского барокко» (Катамидзе, Николаева), так что мнения могут быть разными.

Тем не менее, после визитов англичан  во Францию, королевский двор сделал заказы на проекты садов в стиле барокко лучшему французскому ландшафтному архитектору, автору регулярного парка Версаля, Фонтенбло, Сен-Жерменского дворца и пр., Андрэ Ленотру. Ленотр создал проекты парка рядом с Сент-Джеймским дворцом в Лондоне и для парка в Гринвиче. Однако, для художественной ситуации в Британии эти события считаются второстепенными эпизодами.

Германия.

Стиль барокко пришел в Германию в последней трети XVII в. Барокко нашло свое проявление во всех видах немецкого искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, а также музыке, театре и поэзии. Церковная архитектура в стиле барокко-рококо, с ее блистательным убранством, подчеркивала присутствие в ней Бога и оказывала поразительное и чудесное влияние на человека.

В архитектуре идеал естественной красоты дополнился великолепием сверхъестественного, изображенного с помощью возвышенных форм, цвета и символов. Новая архитектура, наполненная причудливыми орнаментальными мотивами в виде раковин (в, так называемом, стиле рококо, особенно развившемся во Франции при Людовике XV), воплотилась в возведенных княжеских замках с их садами, скверами, аллеями, театрами, которые служили не просто местом приемов и представлений дворянского общества, но и показателем благосостояния их владельцев, и символом власти.

Центры архитектуры барокко находились в Австрии, Баварии, Верхней Швабии, Франконии и на Рейне. Среди наиболее знаменитых сооружений, выполненных в этом стиле — Венский Бельведер (Иоганн Лука Гильдебранд), Королевский дворец в Берлине (Андреас Шлютер), епископская резиденция в Вюрцбурге (Иоганн Бальтазар Нойман), дворец и парк Шёнбрунн в Вене (Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах), дворец Сан-Суси (Георг Венцелаус фон Кнобельсдорф)  и др.

Известный архитектурный ансамбль Дрездена — Цвингер, исполненный в стиле барокко, был построен в 1709 году при Августе Сильном, он уже тогда стал одной из самых главных достопримечательностей города. Цвингер украшен уникальным скульптурами, выполненными разными мастерами той эпохи. Одну из сторон замкнутого в плане строения Август предназначил для картинной галереи.  Сейчас весь дворец — известная во всем мире Дрезденская картинная галерея (Маттиус Даниель Поппельман). Тут хранятся полотна мастеров от эпохи Ренессанса до Барокко, здесь находится «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти.

Итак, стиль барокко – это самый разноплановый и богатый стиль в истории. Он отразился во всех видах искусства без исключения: в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и пр. Архитектура барокко, выйдя за пределы Италии, приобрела в каждой стране особый облик. В стиле барокко было построено множество поистине великолепных храмов и дворцов в ведущих странах Европы, создана культура регулярных парков, в городах планировались просторные площади и, что было абсолютной заслугой барокко, целые архитектурные ансамбли...
Анна Касаткина.
Подписывайтесь на наш сайт. В продолжении (Часть четвертая) поговорим о Русском барокко!       
Источники:
https://www.wikiwand.com/ru/                                                                                                                                https://www.google.com/searchhttps://rehouz.info/stil-barokko-v-arhitekture/
https://www.culture.ru/persons/
Мировая художественная культура: Архитектура. М., 2004.
https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *