Чем прославился Пьетро Ротари — любимец императрицы Елизаветы Петровны?

Чем прославился Пьетро Ротари — любимец императрицы Елизаветы Петровны, живописец итальянского происхождения? Если его имя вам ничего не говорит, то его знаменитых учеников вы точно знаете. Это русские мастеров живописи Алексей Антропов, Федор Рокотов, Антон Лосенко. Существенное влияние итальянец оказал и на творчество Ивана Аргунова.
Пьетро Антонио Ротари родился в 1707 году в Вероне, обучался искусству живописи в ведущих мастерских Вероны, Рима, Неаполя. Писал картины на исторические, религиозные и мифологические сюжеты.
Затем Ротари переехал в Германию, потом в Вену, позже в Дрезден. Оттуда он уже был приглашен Елизаветой Петровной в Россию, где, в основном, занимался портретной живописью в присущей ему «легкой, комплиментарной манере» письма.
Поскольку Пьетро Ротари приехал в Россию уже сложившимся мастером, имевшим успех в «других столицах», его придворная карьера быстро пошла вверх.
Ему заказывали портреты Великая княгиня Екатерина Алексеевна, И.Шувалов, А.Суворов, а также Воронцовы, Голицыны, Шереметевы, Строгановы и др.

 

Пьетро Ротари слыл большим знатоком костюма. На портретах его кисти мы видим разные варианты польского, венгерского, турецкого, русского костюмов... Увлеченная творчеством итальянца Елизавета Петровна приобрела у него 50 таких работ.
После смерти Ротари Екатерина Вторая выкупила у его семьи многие работы мастера. Наиболее крупная коллекция портретов итальянца находится в Петергофе (Кабинет мод и граций).
Портреты Ротари мы видим и в Ораниенбауме — в Кабинете Ротари, и в усадьбе «Архангельское» — в Салоне Ротари, и в «Подмосковном Версале» — усадьбе «Кусково».
Критики творчества Ротари, упрекают его в привязанности к «пепельным» тонам и называют его «ремесленником, изготовлявшим с методической, лишенной возбуждения, сноровкой однообразный модный товар».

 

Но есть и другие мнения. Как у настоящего мастера, у Ротари есть свой стиль: его живопись отличается определенным изяществом, «утонченным чувством формы» и виртуозной техникой.
Он тонко чувствует «гармонию цвета».
Вот как пишет о нем превосходный художник, историк искусства Александр Бенуа:
«Мое определение Ротари было основано на опознании хорошо мной изученной манеры мастера и в частности на знакомстве с его своеобразным стилем трактовать человеческое лицо — стилем, имевшим большое влияние на выработку манеры наших первых отечественных портретистов Аргунова, Антропова, Рокотова и Левицкого».
Живя в России Ротари активно занимался преподавательской деятельностью. Он преподавал в Академии художеств и открыл частную школу живописи в собственном доме на Большой Морской в Петербурге.

Галерея Ротари в Петергофе
Именно там брали уроки мастерства Антропов, Рокотов, Лосенко.
Но это еще не все! Ротари прославил себя «на века» особенными небольшими типажными портретами. Это очень милые, порой, лукавые образы очаровательных девушек, женщин и юношей в национальных костюмах. Они носили название «головки».
Для Ротари это была и работа, и преподавание одновременно, т.к. к созданию «головок» активно привлекались ученики мастера. Было написано несколько сотен «головок». Поэтому позднее часто возникали вопросы авторства.
«... красивые юные лица переданы с удивительной для времени „крепостью“, без рыхлой отсебятины, что в значительной мере спасает творение Ротари от упреков в слащавости. Из всех „живописцев головок“ — это, пожалуй, самый для нас приемлемый». А.Бенуа
Пьетро Антонио Ротари умер в Санкт-Петербурге, ему было всего 54 года. Из них в России он прожил всего 6 лет, но оставил нашим музеям и дворцам внушительное художественное наследие!
Посмотрите, как хороши Головки, как прекрасны портреты...
Подписывайтесь на наш сайт, делитесь с друзьями.
Анна Касаткина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62532643