Барокко — эпоха королевской роскоши... Микеланджело. Часть вторая

Родоначальники архитектуры барокко.

Вычурные, пышные и замысловатые формы — характерные признаки барокко. Главными чертами этого стиля могут считаться разнообразие сложных узоров, мощь, объемность, пластичность, многообразие форм и деталей, большая эмоциональная насыщенность.

Сложная геометрия, неожиданные световые эффекты  и богатство декора, где вогнутые пространства неожиданно сменяются выпуклыми, пришли на смену более спокойной эпохи гармонии позднего Ренессанса. Все эти черты последовательно прививали архитектуре итальянцы Микеланджело Буонарроти и Виньола. Именно в произведениях этих мастеров — Виньолы и позднего Микеланджело, исследователи видят подлинные истоки архитектуры барокко.

Джакомо Бароцци да Виньола.

Виньола — архитектор-маньерист из Болоньи, один из  самых влиятельных мастеров позднего Возрождения. Его главные, хорошо сохранившиеся архитектурные творения — церковь Иль-Джезу в Риме и вилла Фарнезе в Капрароле— открыли путь к формированию стиля барокко.

Палаццо Фарнезе — фамильный дворец знаменитого рода пармских герцогов Фарнезе.

В работе над палаццо Фарнезе, одном из лучших образцов ренессансного стиля, принимали  участие три архитектора: Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело и Виньола. Основной объем простроил да Сангалло. После его смерти главным архитектором был назначен Микеланджело, который внес ряд изменений — завершил третий этаж дворового фасада и дополнил фасад огромным выступающим карнизом, придавшим зданию монументальность и завершенность. Со стороны виа Джулиа фасад создавал Виньола.

Получив образование в родном городе, Виньола поехал в Рим учиться у знаменитого флорентийского инженера и архитектора — Джулиано да Сангалло.  Затем Франциск 1 пригласил его во Францию к королевскому двору в Фонтенбло. По возвращении в Рим архитектор поступил на службу папы Юлия Третьего, для которого, вместе с Джорджио Вазари и Бартоломео  Амманнати, Виньола построил виллу Джулия.

В 1550-е гг. Виньола под руководством Микеланджело возводит два малых купола на соборе Св.Петра, а после смерти великого мастера возглавляет работу над собором. Одновременно, Виньола построил церковь Сант-Андреа — первую, в которой купол приобрёл овальную форму. Следующим шагом Виньолы в сторону барокко была церковь Санта- Анна- деи — Палафреньери, которая уже целиком была вписана в овал. 

Наконец, Виньола приступил к работе над самой имитируемой церковью в истории архитектуры — Иль-Джезу, главным храмом ордена иезуитов. Ради создания иллюзии обширного внутреннего пространства в Иль-Джезу Виньола соединил боковые капеллы с нефом. После смерти архитектора храм достраивал Джакомо делла Порта. Созданная Виньолой модель архитектурной иллюзии стала фундаментом, на котором формировалась архитектура барокко.

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони.

Итак, стилевые основы барокко, как считается, заложил своим творчеством Великий Мастер — Микеланджело, признанный гений эпохи Возрождения, который внес неоценимый вклад в сокровищницу цивилизации. Близкий друг, сподвижник и биограф Мастера, Джорджио Вазари, художник, архитектор и писатель, основоположник современного искусствознания, в своем монументальном труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» посвятил Микеланджело не одну страницу.

Вот одно из замечательных высказываний Вазари о Микеланджело:

«Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным, и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным».

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его была связана, в основном, с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом, но отзвуки его прекрасного творчества шли по всей Италии, а затем покорили мир не только в Высоком и Позднем Возрождении, но и сегодня. 


По характеру своего дарования Микеланджело был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Исследователи считают, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела.



Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид», ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета», одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Творчество Микеланджело утвердило и физическую, и духовную красоту человека, показав, насколько безграничными возможностями обладает человек. 

 

Сикстинская капелла. Плафон.

Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы, представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур.

Затем, в той же Сикстинской капелле исполнил грандиозную, полную драматизма фреску  «Страшный суд», которая создавалась великим итальянским художником в течение 4 лет. По просьбе римского папы Павла III, он изобразил на этой фреске знаменитую сцену Ветхого завета для украшения алтарной стены Сикстинской капеллы.


Христос, который находится в самом центре картины, не похож на мирного и милосердного Бога, как в большинстве картин того времени, у Микеланджело он выступает в роли грозного и устрашающего судьи над праведниками и грешниками.Через разнообразные позы Микеланджело мастерски передает движения души каждого отдельно человека, при этом центральная фигура Христа не поддается движению и остается устойчивой. Его лицо непроницаемо, а жесты олицетворяют силу, мощь и возмездие. Мадонна, полная сострадания к людским горестям, отворачивается. В верхней части картины летят ангелы с атрибутами Страстей Христовых.




Не менее поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме. Знаменитые римские ворота Порта Пия — грандиозная работа Микеланджело, соответствующая его манере и почерку. Архитектурно- декоративная пластика на стенах сосредоточена по центру, а по сторонам ворот стены оголенные, что характеризует черты барокко. В работе над церковью Санта-Мария-дельи-Анджели

Микеланджело внес в строительство титанические творческие усилия, чтобы отобразить элементы трех стилей: Античности, Ренессанса и Барокко.

Последний год.

Микеланджело работал до последних своих дней, посвящая все свое время проекту постройки Собора Св. Петра в Риме, где он по собственному желанию служил «из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения». Страсть творчества переполняла его, несмотря на очень почтенный возраст, ему было 88 лет — по тем временам это была глубокая старость.

В письмах последних лет, написанных любимому племяннику Леонардо, Мастер жаловался, что чувствует себя совсем старым: « … тело моё страдает всеми болезнями, что мучают стариков: болезнь камня, что не даёт мочиться, болит бок, спина, так, что бывает не могу сам подняться на стремянку; и это ещё хуже от того, что страсть меня переполняет».

 

Даже на пороге жизни и смерти Великий Мастер не выпустил из рук инструментов, стремясь оставить потомкам только лучшее. Об этом свидетельствует Даниэле да Волтерра в письме к Джорджио Вазари: «Он работал весь субботний день, что предшествовал понедельнику, когда он захворал; и в воскресенье, не вспомнив, что это был день Господень, хотел взяться за работу, но Антонио ему это напомнил».  

Секстинская капелла. Фрагмент

Перед смертью Мастер продиктовал свое завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». Когда пришел смертный час он не захотел, чтобы вызвали священника, но попросил слугу читать ему Евангелие от Матвея. Микеланджело скончался 18 февраля 1564 года, не дожив всего месяц до своего 89-летия.

Вот как описывает кончину Мастера французский критик, историк и романист Марсель Брион, «...божественный покой воцарился на его лице и теле. Что же до его души, то она соединилась с предназначением, дарованным ей милосердием Божьим. Больше никакой борьбы, никаких сражений. Одно лишь великое упокоение смерти, которая расшнуровывает кирасу воина и нежно ласкает его усталые члены. Для этого так много страдавшего человека смерть, возможно, была наименее мучительным моментом его жизни».

Кадр из фильма «Микеланджело. Бесконечность»

Микеланджело — великий итальянский архитектор, скульптор, живописец и поэт (около 300 стихотворений) оставил после себя множество работ, которые до сих пор могут только восхищать своим совершенством умы человечества.

«Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Гете.

Анна Касаткина

 Продолжение следует. Часть третья — Архитектура барокко.

Подписывайтесь на наш сайт. Читаем и смотрим барокко!


Книги
https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mikelandzhelo-strashnyj-sud/
http://iskusstvoed.ru
http://archirussia.com/istoriya-2/barokko-v-arxitekture-rossii/
www.florencewithguide.com/ru/blog-ru/
и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *