Божественное сочетание...
Оперный вокал! Вот оно Божественное сочетание музыки и голоса! Он завораживает, купая нас в лучах своего таланта. Через него мы слышим каким-то особым слухом музыку, льющуюся из самого сердца.
Опера пришла к нам из Италии. Она шла к нам через одноголосные мадригалы и театрализованные постановки, интермедии и пасторали на античные сюжеты. В результате, усилиями сообщества философов-гуманистов, поэтов и музыкантов, вошедшего в историю как Флорентийская камерата, было создано новое направление в музыке. Оно быстро развивалось, набирало популярность и шло вперед и вперед, делая самые важные акценты уже на мелодику и голос.
Во время рождения оперы в Италии уже существовала комедия Дель Арте. Для театра писали Лопе де Вега, Мигель Сервантес и Уильям Шекспир, но драматический театр предлагал композиторам совершенно другие сюжеты и подходы.
В папском Риме женщины на сцену не допускались, и женские партии в опере исполняли кастраты (контратеноры). В других частях Апеннин такого запрета не было, да и сюжетные линии, становясь богаче, требовали других образов и разных голосовых диапазонов.
Контратеноры постепенно уступили место тенорам, в чем немалая заслуга великого композитора Джакомо Россини. Возникла необходимость и в баритонах, и в басах. Женские партии также расширили образы от сопрано до контральто.
Помимо развития мелодического начала, заслугой венецианцев является и создание законченных вокальных форм — арий, дуэтов, терцетов. И уже требовались не просто певцы, а певцы-актеры. В оперном вокале стали различать три основных типа (и, соответственно, манеры исполнения) — певучий стиль (кантилена), декламационный, близкий к интонациям речи (речитатив), и колоратурное пение (колоратура).
Вокальные школы набирали оборот в Европе. Россия также была приобщена к новому виду искусства. Так, Екатерина II, сама писавшая оперные либретто, поощряла пасторали, и отправляла русских композиторов: Максима Березовского, Евстигнея Фомина, Дмитрия Бортнянского — на обучение в Италию. Постепенно формировалась и русская вокальная школа, подарившая нам великолепных певцов.
В 1780 в Москве появляется Первый платный публичный Петровский театр. В Петербурге с 1783 начинаются регулярные представления в помещении Большого театра, здесь были поставлены первые русские оперы, пели выдающиеся певцы: Воробьев, Злов, Сандунова. Возникают также частные антрепризы и крепостные театры (графа Н. П. Шереметева и др.), откуда вышел ряд талантливых крепостных артистов, в т.ч. знаменитая Прасковья Жемчугова.
Дальнейшее развитие русской школы оперного вокала связано преимущественно с Большим театром в Москве и Мариинским театром в Петербурге. В начале 20 в. русская оперная школа получила мировую известность во многом благодаря «Русским сезонам» Дягилева. Выдающимися певцами этого периода были Ершов, Нежданова, Собинов, Липковская, Черкасская и, наконец, гениальный Шаляпин.
В советскую эпоху и уже до наших дней замечательные традиции русского вокала были с успехом продолжены в творчестве Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Галины Вишневской, Ирины Архиповой, Елены Образцовой, Евгения Нестеренко, Юрия Мазурка,Тамары Милашкиной, Владимира Атлантова, Анны Нетребко, Дмитрия Хворостовского и др.
Италия и Испания дали миру таких прославленных мастеров оперной сцены, как Тито Гобби, Марио Дель Монако, Джузеппе Ди Стефано, Энрико Карузо,Франко Корелли, Лучано Паваротти, Тито Скипа, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и др.; среди выдающихся певиц — Рената Скотто, Джульетта Симионато, Рената Тебальди, Мирелла Френи, Мария Каллас, Монсеррат Кабалье и многих других.
Винченцо Беллини «Норма»- «Casta Diva» . Мария Каллас-сопрано
Концерт трех теноров- Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Лучиано Паваротти