К юбилею знаменитой «крестьянки»...

Филипп Геллер

19 октября Всемирный день балета, и всех, кто любит балет, я поздравляю с этим прекрасным праздником! Кстати, праздник балетного искусства, как и многое в мире, инициировали англичане!
Мой сын Филипп (Филипп Геллер) — по-настоящему увлечен искусством балета и, хотя поступил на 1-й курс факультета музыкальной журналистики Академии Гнесиных, знает уже о классическом и современном балете очень много. Здесь я размещаю его первую статью в интернет-издании Академии, которое называется «Без фальши». Так приятно наблюдать, как развиваются наши дети и становятся взрослыми, людьми с собственным багажом знаний, со своими взглядами, мнением и преференциями...

В 2021 году исполняется 180 лет великому романтическому балету «Жизель». Балету, который, как известно, обрел вторую жизнь именно на русской сцене и до сих пор идет с успехом на российских и мировых площадках. Московские балетные труппы предлагают различные постановки нестареющего шедевра. Наиболее любопытны версии Театра «Кремлевский Балет» и МАМТа им.Станиславского и Немировича-Данченко. Филипп Геллер сравнивает две эти яркие редакции.

 

Легендарный спектакль, ставший основой этих постановок, был создан лучшими силами французского искусства XIX века: музыку сочинил маститый Адольф Адам, либретто написали Анри де Сен-Жорж и Теофиль Готье по легенде о виллисах Генриха Гейне. Хореографический образ произведения создали Жан Коралли и Жюль Перро. «Жизель» стала кульминацией романтического балета. По сравнению с другой легендой этой эпохи, балетом «Сильфида» Филиппо Тальони(1832), новый спектакль был гораздо глубже и совершеннее.В «Жизели» именно танец стал основным выразительным средством и приобрел поэтическую одухотворенность.

Третьим хореографом спектакля по праву можно назвать Мариуса Петипа(редакции 1887 и 1899 года). Именно он огранил стиль балета, очистил его от наслоений, накопившихся за почти 50 лет существования на петербургской сцене.

 

В 1944 году появляется знаменитый спектакль Леонида Лавровского. На долгие годы эта постановка, в которой был сохранен каркас версии Перро-Коралли-Петипа,становится визитной карточкой Большого Театра. Именно в нем запечатлена Галина Уланова в фильме 1956 года о гастролях театра в Лондоне.

Сменившая старый спектакль постановка Юрия Григоровича, основанная на редакции Леонида Лавровского, и созданная только для самоутверждения лидера, до сих пор идет на сцене главного театра страны и ныне представляет жалкое архаическое зрелище, абсолютно лишенное всякого смысла.

Версия «Кремлевского Балета» опирается именно на постановку Лавровского. Однако, Андрей Петров, художественный руководитель труппы, блестящий исполнитель роли Ганса в постановке Леонида Михайловича на сцене Большого, отнесся максимально корректно и деликатно к почтенной даме. Все здесь сделано с оглядкой на золотые традиции прошлого.

Сценография и костюмы спектакля, созданные, соответственно, Станиславом Бенедиктовым и Ольгой Полянской заставили вспомнить роскошь постановок старого Большого. Тёплые осенние краски первого акта вкупе с романтическим пейзажем во втором действии вызвали сильный приступ ностальгии по роскошно оформленной “Жизели” Владимира Васильева – Юбера Живанши в Большом театре, безжалостно снятой с репертуара 5 лет назад.

Советских реалистических принципов, утверждённых в послевоенной постановке Большого, в версии «Кремлевского Балета» придерживаются целиком и полностью. Несмотря на их вполне ожидаемую архаичность, спектакль получился очень живым и свежим, в отличие от давно превратившегося в музейный экспонат творения Григоровича. А “прилизанность” второго акта, потерявшего стилистически “вкусные” нюансы дореволюционной “Жизели”, как ни странно, не вызвала ни капли раздражения.

Алина Каичева в роли Жизели

Артисты труппы, начиная с кордебалета и заканчивая солистами, действительно заставили поверить в нетленность этой интерпретации.
Главной удачей спектакля смело можно назвать Жизель Алины Каичевой. Давно московская сцена не видела такой актерски убедительной исполнительницы главной партии.

Алина вела драматическую линию героини с самого начала на форте до оглушительной кульминации в сцене сумасшествия. Смотря на пробирающую все тело насквозь до мурашек игру-нет, не балерины, а настоящей актрисы!, – вспоминались слова Юрия Слонимского об Ольге Спесивцевой в этом фрагменте – “По сцене блуждало одинокое, сломленное потрясением существо”.

Во втором акте, отбросившем в советской версии романтические штрихи, Алина покорила зрителей лиризмом и тёплой, мягкой кантиленой. Её Жизель погружалась в небытие с тенью лёгкой, но светлой печали, дарующей надежду на спасение Духа.

Альберт Максима Афанасьева если и не поражал искусством сольного танца, то прекрасно показал себя как партнёр. В его чутких руках Жизель-виллиса, казалось, становилась ещё нежнее и расцветала как прекрасный ночной цветок. Ганс Михаила Евгенова, превращенный в этой версии в добропорядочного гражданина лесных угодий, выглядел очень естественно и логично. Настоящий подвиг совершила Ксения Хабинец, выйдя в этот вечер в партии Батильды и Мирты. Обе её героини были ослепительно прекрасны и не по-балетному царственны на сцене. И отдельных аплодисментов достойна Александра Криса в крестьянском па-де-де. Играючи преодолев хореографические трудности, она ни на минуту не выходила из образа.

 

«Жизель» в МАМТе. Постановка выстроена совсем по другим лекалам. Главная её изюминка – желание возвратиться ,по возможности ,к первоначальному романтическому замыслу спектакля. Постановщик этой версии, художественный руководитель труппы Театра, Лоран Илер, перенёс ,по сути, спектакль Парижской Гранд – Опера, сохранивший флер дореволюционных постановок.

Первому акту возвращены естественная пасторальность и непринужденность, от привычной версии отличаются и мизансцены, и частично хореография (отметим, к примеру, усложненное заковыристой французской техникой крестьянское па-де-де). Второй акт включает забытые романтические нюансы и штрихи. Изменения внесены и в характер виллис-здесь они действительно свирепые ночные духи а- ля валькирии. Совсем другое и оформление.

Художник Владимир Арефьев, можно сказать, сотворил весьма минималистичные декорации, зато не поскупился на роскошь старинных фасонов костюмов. Целостному облику спектакля помогло и прекрасное звучание оркестра Театра под управлением Арифа Дадашева,словно возвращающее нас в ту самую эпоху, когда “Жизель” только появилась. Романтическую атмосферу спектакля прекрасно передали и артисты.

Мария Бек, рисующая в первом акте наивный образ простодушной пейзанки, во втором неожиданно явила ту полетность и воздушность, которые свойственны настоящей Виллисе. Романтическую бесплотность героини подчеркивали и позы “под старину”. Вспоминались изображения с легендарной Анной Павловой.

Мария Бек предложила трактовку, воскрешающую идеи первой русской Жизели XX века. Её героиня неотделима от Природы, она-ее часть. Такая интерпретация этой партии в наше время поистине уникальна ,и с каждым новым спектаклем Марии, естественно, образ ее героини будет обретать все новые краски. Уже сейчас это выглядит очень смело и новаторски.

Дмитрий Соболевский, так же, как и его коллега из «Кремлевского Балета», был исключительно достойным партнёром. И только. Королевским апломбом, романтической одухотворенностью и гордой бесстрастностью покорила зрителей Мирта Ольги Сизых. Её исполнение можно назвать эталонным. Искренним, благородным и чистосердечным рисует облик Ганса Сергей Мануйлов. Неподдельно сильные искренние эмоции вызывает сцена его смерти во втором акте. Заслуживает восхищения великолепная работа кордебалета. Но были и в спектакле не самые удачные моменты.

Крестьянское па-де-де в исполнении Жанны Губановой и Закари Роджерса в этот вечер выглядело на сцене скомкано и тяжеловато.
Постановки в МАМТе и театре «Кремлевский Балет» выглядят очень достойно, и каждая развивает свою концепцию, свой взгляд на легендарную “Жизель”. Исполнительницы заглавной партии показывают различные грани её образа, её ощущений. И у Марии Бек , и у Алины Каичевой, это – всего лишь второе выступление в роли Жизели. Но как убедительно и вдохновенно они рассказывают её историю! Жаль, что «Жизель» «Кремлевского Балета» появляется на сцене очень редко.

Еще одна Жизель — звезда Королевского балета Англии Наталья Осипова

Пока что только спектакль МАМТа продолжает свое существование. Сможет ли новоиспеченная французская версия продержаться столько, сколько была, есть, и будет здравствовать ”традиционная” советская постановка?! Время покажет… А пока, предлагаю поднять бокалы за столь успешный долголетний срок земного (!) пребывания легендарной крестьянки!
“Жизель”, виват!
Филипп Геллер
Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

62532643