Выдающиеся мастера русского портрета. Вишняков

Имя этого Мастера навсегда вписано в историю русской портретной живописи.

Иван Яковлевич Вишняков — выдающийся художник — мастер психологического светского портрета первой половины 18 века, иконописец, декоратор, монументалист, реставратор, живший в эпоху барокко, писавший в стиле рококо. Он стоял у истоков русской портретной живописи, воспитал целую плеяду учеников ...

Сведения о жизни художника крайне скудны. Известно, что Вишняков  родился в 1699 году в Москве, в семье известного ремесленника. В пятнадцатилетнем возрасте юноша отправляется в Петербург. В 1727—1730-х годах учится у придворного художника- француза Луи Каравака ( о нем в статье на нашем сайте « Первый живописных дел мастер — Луи Каравак»), который аттестовал его как «искусного в писании фигур» художника. Каравак с восторгом говорил о молодом художнике, что он «наипаче может писать персоны с натуральных».

С 1731 года Вишняков работает в подмастерьях у одного из основателей  портретного жанра Андрея Матвеевича Матвеева, и в 1739 году сменяет безвременного ушедшего Матвеева на посту руководителя Живописной команды императорской Канцелярии строений. В 1745 году его возводят в ранг коллежского асессора, что повышает его статус до дворянского. В 1752 году удостаивается чина надворного советника.

В отличие от русских художников первой половины XVIII века, творивших в эпоху бурных перемен, Вишнякову «повезло» больше. Основной период его творчества совпал со временем правления Елизаветы Петровны. После бесконечной череды дворцовых переворотов двадцатилетие ее правления казалось относительно спокойным. К тому же императрица обожала всяческие празднества, увеселения, маскарады, спектакли. Она покровительствовала людям искусства, справедливо полагая, что все это будет способствовать смягчению нравов.

Жемчужинами художественной коллекции Рыбинского музея по праву считаются портреты Н. И. Тишинина (1727—1775) и его жены К. И. Тишининой (1736—1757). Сейчас специалисты считают эти портреты едва ли не лучшими в творческом наследии художника. Кроме того, они неоценимы для искусствоведческой науки, т.к. являются единственными подписными произведения мастера. Вишняков пишет парадные портреты, на которых, согласно жанру, супруги представлены в нарядных костюмах или, как гласит надпись на обороте холста «в точном венчальном уборе».

В 1750-60е годы Иван Яковлевич Вишняков и работавшие вместе с ним ученики — в будущем хорошо известные мастера А.П. Антропов, И.И. и А.И. Бельские, И.И. Вишняков, И.Г. Скородумов, Г.Д. Молчанов, И.И. Фирсов расписывают Зимний дврец и Петергоф, частично Летний и Аничков дворцы. Они также занимались росписью церкви Зимнего дворца,  Петропавловского собора и оперных домов, Царскосельского дворца.

Вишняков .Роспись в Троице — Петровском соборе. Рождество Богоматери.

Однако, художники не только делали росписи, но и писали иконы, создавали миниатюры на эмали, сооружали и украшали триумфальные арки в честь разных праздников, разрабатывали рисунки обоев, исполняли театральные костюмы и декорации. В эти же годы Вишняков много занимается реставрацией, экспертизой картин русских и зарубежных мастеров. В 1761 году Вишняков  умирает в возрасте 62 лет, оставив после себя дочь и 6 сыновей, четверо из которых стали художниками.

И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в.» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, к сожалению из обширного наследия Ивана Яковлевича, который трудился с 15 лет не покладая рук, до нас дошли лишь некоторые портреты. 

Творчество Вишнякова является переходом от парсуны к психологическому портрету второй половины 19 века (Боровиковский, Левицкий, Рокотов) через популярный в 1750-60е годы стиль рококо.  Вишняков никогда не выезжал из России, не погружался в иную художественную среду, как его современники И. Н. Никитин или А. М. Матвеев, поэтому традиции русского искусства еще допетровского времени своеобразно сосуществуют в его живописи с новыми для России западноевропейскими принципами.

В портретах кисти Вишнякова, несмотря на соблюдение правил придворного искусства, условность поз и плоскостность фигур (стиль парсунной живописи), проявляется поэтичное и безыскусственное восприятие натуры самим художником. Иван Яковлевич — истинный мастер психологической характеристики. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Но и костюмы, в которые они облачены, эти изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями различных расцветок и фактур, с их тончайшими вышивками и кружевами, узорами и складками, создающими сложный и изысканный ритм, важны для Вишнякова-живописца ничуть не меньше. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар.

Портрет девочки с птичкой

Портреты Ивана Яковлевича отличаются особой мягкостью, тёплым, естественным, спокойным колоритом, живой характеристикой изображаемой модели и утонченностью стиля рококо...

Произведения Вишнякова представлены в крупных музеях России: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее Тропинина в Москве, Рыбинском государственном музее и пр.                                       

О необыкновенной и загадочной судьбе портрета Анны Леопольдовны кисти Вишнякова вы можете прочитать в статье «Иван Вишняков и два портрета» Татьяны Овчаровой на сайте Виноград — www.vinograd.su.

Филипп Геллер, Анна Касаткина

Источники: проект Виртуальный художественно-исторический музей, Википедия, Виноград, ArtOnline.ru

Подписывайтесь на наш сайт. Ставьте лайки. Изучайте русскую живопись!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *