Ложь Мейера-Грефе или все началось с «Влюбленной пары».Часть первая

 ЛЕГЕНДА.

Юлиус Мейер-Грефе

Вот уже второе столетие подряд ходит по свету легенда о безумном гении-одиночке, художнике, который свои лучшие картины написал в состоянии психического расстройства. Эту легенду, обладая хорошим слогом и умением виртуозно владеть пером, придумал и решил написать немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе.

Несмотря на молодые годы, Мейер-Грефе имел отменное чутье, как к талантам, так и к коммерции, и конечно, не мог пропустить и не понять масштаб гениальности великого голландца. В 1893 году Мейер-Грефе приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара (именно так он расценивал все интересные на его взгляд работы художников). Вот и решил галерист написать «интереснейшую» для коллекционеров и любителей искусства биографию художника.

Мейер-Грефе никогда не был знаком с голландцем, да и к тому времени, когда немец решил сочинить легенду, художник уже умер (29 июля 1890 год). Кроме того, Винсент Виллем Ван Гог родился (30 марта 1853 год) и вырос в Голландии, как живописец окончательно сложился во Франции, ну, а в Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о нем еще никто не знал и галерист был свободен в своих фантазиях и интерпретациях правды.

Сначала Мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество — «гармонией между искусством и жизнью» и первой ласточкой стиля модерн. Но модерн вскоре потерял популярность, и Ван Гог Мейера сразу становится бунтарем-авангардистом, возглавившим борьбу с академистами. Но, как анархист, художник становится культовой фигурой в кругах богемы, а такой персонаж простого обывателя отпугивал.

 

И, наконец, появилась «третья редакция» легенды, которая вполне устроила всех. В этом «научном исследовании» 1921 года,  под названием «Винсент», Мейер-Грефе представил публике святого безумца с историей об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Чеховского Акакия Акакиевича, до высот гениальности.

Легенда постоянно пополнялась различными подробностями, которые пробуждали интерес к художнику. Например, история «хождения в народ», «разрыв со средой» и «решение пострадать вместе с обиженными нищими», основана на том факте, что Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником.  В 1879 году, по правилам евангельской школы об ускоренном обучении (учеба, без поездки в качестве миссионера, занимала 5 лет), Винсент, чтобы закончить школу экстерном и бесплатно, поехал проповедником в бельгийский шахтерский район Боринаж.

Но, несмотря на помощь, которую Ван Гог оказывал этим людям, сближаться с ними и, тем более, страдать он не собирался. Вскоре условия поступления в школу изменились, и голландцам, в отличие от фламандцев, нужно было платить за учебу. Ван Гог бросает затею с поступлением.

Настоящий Ван Гог имел мало общего от  Мейеровского «Винсента». Он окончил престижную частную гимназию, свободно говорил и писал на трех языках, много читал, чем заслужил в художественных парижских кругах кличку Спиноза. За Ван Гогом стояла большая семья, которая никогда не оставляла его без поддержки. Его дед был известнейшим переплетчиком старинных манускриптов, работавшим для нескольких европейских дворов, трое из его дядей успешно торговали искусством, а один был адмиралом и начальником порта в Антверпене. 

Сам Винсент был назван, кстати, в честь дяди, который был партнером в крупной компании «Гупиль» и покровительствовал племяннику. Эта фирма играла ведущую в Европе по торговле произведениями старых мастеров и солидной современной академической живописью, но не боялась продавать и «умеренных новаторов», вроде барбизонцев (Теодор Руссо, Анри Руссо, Милле…).

За 7 лет Винсент сделал хорошую карьеру в этой компании и прошел серьезную школу, изучив основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов — от Энгра до Делакруа. «Находясь в окружении картин, — писал он, — я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления, любовью». Поэтому, выбор стать художников был также не случаен -  реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком.

Имея за плечами фундаментальное знакомство с историей и теорией искусства, а также с практикой торговли антиквариатом, упорный голландец в двадцать семь лет приступил к систематическому изучению ремесла живописи. Начал он с рисования по новейшим специальным учебникам, которые ему со всех концов Европы присылали его дяди. И первые его картины были из ряда «крестьянской» живописи, Ван Гог собирался стать преуспевающим «бытописателем низших классов», как его кумир Милле.

Руку Ван Гогу ставил его родственник — художник из Гааги Антон Мауве, которому позже благодарный ученик посвятил одну из своих картин. Ван Гог даже поступил сначала в брюссельскую, а затем в антверпенскую Академию художеств, где проучился три месяца, пока не отправился в Париж, куда уговорил приехать Винсента его брат Теодор, преуспевающий арт-дилер.

Брат советует Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, тем более, что «черные картины», вроде «Едоков картофеля», во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Другое дело — буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: солнце и праздник. Профессионалы и любители рано или поздно ее обязательно оценят. Винсент принимает совет Теодора.

Винсент Ван Гог «Едоки картофеля»

Янина Анкудович

Продолжение следует. Вторая часть. Париж.    https://clck.ru/GEoCd

Подписывайтесь на наш сайт. Изучайте вместе с нами жизнь замечательных людей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *