Ложь Мейера-Грефе или все началось с «Влюбленной пары». Часть вторая

ПАРИЖ.

В Париже Ван Гог поступает учиться в частную студию Фернана Кормона, бывшую тогда «кузницей кадров» нового поколения художников-экспериментаторов. Там он близко сошелся с такими будущими столпами постимпрессионизма, как Анри Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и Люсьен Писсарро.

Теодор и Винсент. Сотрудничество.

Брат Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. Венсент изучает анатомию, рисует с гипсов и буквально впитывает все новые идеи, которыми бурлит Париж.

Теодор устраивает в своей квартире выставки нового направления в живописи, гвоздем, которых становятся картины Ван Гога. В 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества. Кстати, благодаря этому, картины Ван Гога, в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека, из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились.

Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции, но все это не было простой благотворительностью. Братья составили амбициозный план — создать рынок живописи постимпрессионистов, поколения художников, шедших на смену Моне и его друзьям. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения.

Выставки.

Ван Гог хотел признания не только далеких потомков, но еще при жизни для продвижения на рынке он вывел безупречную формулу: «Ничто не поможет нам продать наши картины лучше, чем их признание хорошим украшением для домов среднего класса».

Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. Позже легенда выдала этот факт, как акт отчаяния художника, которого никто не хотел пускать на нормальные выставки. 

А между тем, он постоянный участник выставок в Салоне независимых и Свободном театре — самых модных местах парижских интеллектуалов того времени. Его картины выставляют знаменитые арт-дилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги.

К слову, великий Сезанн получил возможность выставлять свои картины на персональной выставке только в возрасте 56 лет, после почти четырех десятилетий каторжного труда. Тогда как работы Винсента Ван Гога, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства — Парижа.

Известный критик Октав Мирбо даже посоветовал самому Родену купить картины голландца. Они были  и в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Хальса. Так что и признание при жизни и продажи картин вполне реальны, в отличие от легенды.

Творческая «кухня».

Еще в легенде Мейера-Грефе, написано о процессе творчества Ван Гога: «интуитивный, свободный от оков разума». Винсент действительно писал картины в слепом, бессознательном упоении. Его темперамент выплескивался на холст. Деревья кричали, облака охотились друг за другом. Солнце зияло ослепительной дырой, ведущей в хаос». Представление о Ван Гоге легко опровергнуть словами самого художника: «Великое создается не одним только импульсивным действием, но и соучастием множества вещей, которые были приведены к единому целому... С искусством, как и со всем остальным: великое не является чем-то случайным, но должно быть создано упорным волевым напряжением».

Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Голландец был настоящим трудоголиком. В конце жизни он стал писать очень быстро, картину мог от начала до конца сделать за два часа. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».

Безумие?

Краеугольный камень легенды о Ван Гоге— его безумие. Якобы только оно позволило ему заглянуть в такие глубины, которые недоступны простым смертным. Даже картина «Комната в Арле», искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными.

Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Но хорошо известно, что после нее он написал еще целый ряд работ, где злополучное поле изображено сжатым.

Ну, и конечно нельзя обойти небезызвестный факт об «отрезанном ухе». Существует врачебное заключение, в котором сказано, что была отрезана только мочка уха. И кто это сделал, также неизвестно. Существует версия, что ранение произошло во время ссоры с Полем Гогеном, которая имела места в тот злополучный день.Конфликт был настолько эмоциональный, что не обошлось без потасовки. Искушенный в матросских драках Гоген полоснул Ван Гога по уху, и у того, от всего пережитого, случился нервный припадок. Позже, чтобы оправдать свое поведение, Гоген сочинил историю о том, что Ван Гог в припадке безумия гонялся за ним с бритвой в руках, а потом покалечил сам себя.

Фрагмент картины Ван Гога "Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой.

Все эти факты говорят о том, что художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Периоды депрессии, сопровождаемые припадками, похожими на эпилепсию, от которых он лечился в психиатрической клинике, начались у него только в последние полтора года жизни. Врачи видели в этом действие абсента — алкогольного напитка, настоянного на полыни, чье разрушительное действие на нервную систему стало известно только в XX веке.

При этом, как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Так что психическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а напротив мешало, т.к. во время болезни он не работал. Легенда оттеснила на задний план не только биографию реального художника, но и извратила представление о его картинах.

В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения». Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. В 1932 году, после судебных разбирательств о подделках, в которых был замешан Мейер-Грефе, его репутация была разрушена. Вскоре он умер.

Музей в Амстердаме.

В 1972 году в Амстердаме был создан музей Ван Гога. Основой послужила коллекция, которую подарил Голландии сын Теодора Ван Гога. Музей занялся проверкой всех картин Ван Гога в мире, отсеяв несколько десятков фальшивок, и проделал огромную работу по подготовке научной публикации переписки братьев.

Но, несмотря на все усилия сотрудников музея, легенда о Ван Гоге не умирает. Она живет своей жизнью, порождая очередные фильмы, книги и спектакли о «святом безумце Винсенте», не имеющими ничего общего с великим тружеником и первооткрывателем новых путей в искусстве — Винсентом Ван Гогом. Так уж устроен человек: сказка для него всегда привлекательнее «прозы жизни», какой бы великой она ни была.

Интересные факты.

За 10 лет Винсент Ван Гог создал более 2 тысяч произведений, из них около 860 — картины, написанные маслом.

Отсутствие академического художественного образования сказалось на неумении Ван Гога писать человеческие фигуры. В конечном итоге, лишённые грации и плавности линий человечески образы стали одной из основополагающих особенностей его стиля.

Согласно оценкам, полученных с аукционов и частных продаж, работы Ван Гога, наряду с произведениями Пабло Пикассо, являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире.

В честь Винсента Ван Гога назван кратер на Меркурии.

Легенда о том, что при жизни Ван Гога была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», неверна. На самом деле проданная за 400 франков картина была прорывом Винсента в мир серьёзных цен.

Янина Анкудович.

Источники: сайты интернета.

Подписывайтесь на наш сайт. Узнавайте новые интересные факты!

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *