Елена Прекрасная. Часть 2. Триумф!

ОГОНЬ, ВОДА и МЕДНЫЕ ТРУБЫ...

Пока Елена училась в консерватории, у нее не было ни времени, ни желания ходить на танцы, развлекаться и заводить романы. Учеба, репетиции, гастроли, концерты...Все было направлено на ее большую любовь — музыку.

В 27 лет Елена вышла замуж за физика-теоретика Вячеслава Макарова, родила дочь и была счастлива в браке. Каждый с увлечением занимался своим делом: Вячеслав был физиком по призванию, много  и успешно работал, но успевал заниматься дочерью. Елена постоянно ездила на гастроли, была очень востребована и дома, и за рубежом, времени на дом не хватало. Поэтому, когда была возможность, она посвящала все время дочери и, конечно,привозила ей много подарков.  Все складывалось неплохо: и семья, и карьера, но было одно «но». У супругов не было общих интересов: каждый был погружен в свое любимое дело, имел свой круг общения. И вот однажды случилось непредвиденное…

Среди огромного количества знакомых и друзей у Елены и Вячеслава были близкие люди, которые часто бывали в доме. Альгис Жюрайтис — великий дирижер и музыкант, был другом и часто бывал у Елены и Вячеслава. Он пережил непростой развод, и супруги старались всячески поддержать его и оградить от одиночества. Ему даже готовили специальные вегетарианские блюда, потому что он не ел мясо, слыл большим аскетом и увлекался йогой. Ни Елена, ни Альгис не проявляли друг к другу никаких чувств, кроме дружеских. И даже представить себе не могли, что когда-нибудь станут мужем и женой.

Как рассказывала Елена Васильевна, все случилось совершенно неожиданно, внезапно. По просьбе Вячеслава Альгис поехал встречать Елену на вокзал, она приезжала с гастролей.  Он вошел в купе с огромным букетом, поцеловал ее, как обычно. И обоих поразило, будто электрическим разрядом. С этого момента вся их жизнь резко переменилась. Дальнейшее существование друг без друга казалось просто немыслимым.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис.

Долго Елена Васильевна разрывалась между двумя чувствами: любовью к своей семье, которую ей предстояло разрушить, и любовью к Альгису. Они катались вдвоем на машине, по вечерам бродили по улицам, взявшись за руки, словно подростки. А ведь Елене было 43, а Альгису — 54. Скрывать вспыхнувшие чувства было нелегко, особенно Образцовой. Но она переживала за реакцию дочери, которая в это время заканчивала школу.

Решили дождаться, когда Леночка сдаст экзамены и поступит в университет. Но однажды дочь сказала матери: «По-моему, Альгис тебя любит». Образцова попыталась обернуть все в шутку, но дочь уже все поняла. И рассказала отцу, предупредив, что, в случае развода, она останется с ним. Когда Елена попросила мужа сделать что-нибудь, помочь ей справиться со сложившейся ситуацией, он лишь развел руками:«Разве можно противостоять любви?» Это было благородно и честно. Победила любовь! 

В жизнь Образцовой пришла вторая большая любовь.«Все, что я делаю на сцене, — это о любви и ради любви. Когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, боясь простудиться. Любовь — Божий дар, от которого нельзя отказываться», — говорила в интервью Образцова. Елена и Альгис нашли друг друга : жизнь вместе была насыщенной творчеством и любовью, потому что жили они, как одно целое, дополняя друг друга, любя друг друга и... Музыку.

Елена Васильевна была открытой, веселой и общительной. Она любила хорошие шутки и долгие уютные разговоры вдвоем, а Альгис Марцелович наоборот, был закрытым и молчаливым. Иногда ей удавалось разговорить мужа, тогда ей открывался его внутренний мир. Он мало говорил ей о любви, он ее показывал поступками, делами...

Елена была православной, и вот Альгис, всю жизнь симпатизировавший буддисткой идеологии, на склоне лет вдруг принял христианство. И был крещен в православии, получив имя Александр. Он купил кабриолет, чтобы катать жену по окрестным лугам, потому что она очень любила аромат полевых цветов. Он всегда дарил ей цветы.

А иногда приходил домой и сообщал: «Сегодня я «Жизель» играл для тебя». И все адажио в «Лебедином» были для нее, она это знала. В антракте Альгис обязательно шел ей звонить, и это тоже был подарок. А она, когда могла, старалась заглянуть в антракте к нему в дирижерскую комнату. «Он лежал на диване в черных брюках и белоснежной рубашке, лицо у него было одухотворенное, и я его в эти минуты очень любила,» — признавалась Образцова. Каждая минута вместе — это было счастье. Тем более, что профессии объединяли их. Две большие любви были нераздельны для Елены и Альгиса.

Они проживали свою любовь вместе с музыкой, наслаждаясь каждым мгновением совместного творчества. Их брак продлился 17 лет.

Но беда уже была на пороге, у Альгиса Марцеловича диагностировали тяжелую онкологию. Ему сделали операцию. Он прожил полтора года... Все это время Елена Васильевна была рядом с мужем, поддерживала его, строила планы. Но в жизни явно наступила черная полоса: Елена упала на сцене и сломала руку, потом ограбили их квартиру, и потом наступило самое страшное — умер Альгис. Его не стало 25 октября 1998 года. Образцова осталась одна, не могла больше петь, горе поглотило ее. Об этом периоде она никогда не могла и не хотела говорить.

Спасение пришло от друзей. Когда в 1999 году режиссер Роман Виктюк предложил Образцовой роль в его спектакле «Антонио фон Альба», она согласилась. Елена играла спектакль в память о любимом Альгисе. Там в полную силу раскрылся ее талант драматической актрисы. 

Позже, снова в тандеме с Виктюком, был выпущен еще один триумфальный спектакль — «Реквием по Радамесу». Это была громкая премьера в Театре сатиры. Роман Виктюк поставил пьесу патриарха итальянской драматургии Альдо Николаи. В главных ролях — только звёзды, три знаменитых актрисы: Ольга Аросева, Вера Васильева и Елена Образцова. На премьерном и всех дальнейших показах были аншлаги, зрители приняли спектакль на ура. 

Образцова не скрывала, что ей в некоторых ситуациях свойственен авантюризм: «Я авантюристка. Я никогда ни одному дирижеру или режиссеру не сказала «нет». Бывало, что они мне предлагали оперу, о которой я и не знала ничего, меня спрашивали: «Вы поете это?» Я сразу отвечала: «Конечно». Иногда мне приходилось учить целую оперу всего за три дня. И если с музыкой проблем не возникало, то текст, особенно иностранный, я не всегда успевала запомнить. Вот и писала шпаргалки, а потом развешивала их среди декораций».

В 1986 году Елена Васильевна выступила в качестве оперного режиссера, поставив на сцене Большого театра оперу Ж.Массне «Вертер», где с успехом исполнила главную партию. Также она снялась в нескольких музыкальных фильмах у именитых режиссеров. Она записывала пластинки и диски.

В 65 лет Елена Васильевна с успехом попробовала себя в джазе и дала несколько джазовых концертов! Но признавалась, что джаз не захватил ее. Однако, известна Образцова была не только как выдающийся исполнитель, драматическая актриса, но и как талантливый педагог — она внесла огромный вклад в воспитание новой плеяды молодых оперных певцов. 

В 1973—1994 годах Образцова преподавала в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (с 1984 года – профессор).Также она преподавала в Токийской музыкальной академии и проводила занятия на японском языке, вела мастер-классы в Европе, потому что прекрасно знала итальянский и французский языки. По её инициативе был создан в 2011 году и продолжает свою работу благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой». http://obraztsovafund.ru

 

А в 70 лет Елена Васильевна возглавила оперную труппу Михайловского театра в родном Петербурге. И это тоже была авантюра, если учесть, что предложение встать во главе труппы ей сделал коммерсант и бизнесмен — Владимир Кехман, который решил за собственные миллионы возродить этот театр, давно не видавший аншлагов.

Несколько месяцев Елена Васильевна не могла подписать контракт с Кехманом – «Я все время плакала- , говорила Образцова, — мы никак не могли притереться друг к другу, слишком у нас разные взгляды на жизнь и все остальное. Но, теперь – это моя «нежданная любовь» (смеется). Он оказался искренним и честным человеком. Если он чего-то не знает, то не прикидывается знатоком, а задает вопросы и просит рассказать это качество в людях мне очень нравится».

Но подлинная стихия Образцовой – музыка высоких романтических чувств, исполненная глубокой, страстной экспрессии, лирической проникновенности, многогранностью передаваемого образа.  Многие ее роли стали живой классикой современной оперной сцены. Ее называли Еленой Прекрасной и лучшей Кармен ХХ века, а она больше всего любила в русском репертуаре роль Марфы из оперы Мусоргского «Хованщина», а в зарубежном — Сантуццу из «Сельской чести». Обе партии отражали внутренний мир самой актрисы, цельность, силу и глубину ее натуры, способность к большой любви и страсти.

В ней не было страха, потому что она знала свой путь. Она шла к нему через препятствия, не сходя с выбранной дороги — «Если ты разглядел в себе, что у тебя от Бога, то ты в счастье проживаешь эту жизнь, в том направлении, которое дал тебе Господь, а если не разглядел своего пути, тогда работа отдельно, и все остальное разрозненно…»

Образцова была открыта к общению и ко всему новому, она искренне любила жизнь. В ней не было страха: «Я вообще в жизни не боюсь ничего. Боятся люди, в которых нет веры. Если ты веруешь, ты всегда знаешь, что Господь с тобой и поступишь так, как нужно.» Она никогда не рвалась вперед, не стремилась быть первой, быть «звездой», потому что считала, что когда человек состоятельный, когда в нем, всего достаточно, ему не надо делать никакого имиджа и не надо делать из себя «звезду». Она говорила, что «создание имиджа начинается тогда, когда чего-то не хватает и надо это чем-то прикрыть или что-то добавить».

На вопрос журналиста, хотела бы она быть первой в мире, она ответила:"Нет, я хотела излить свою душу. Я училась для того, чтобы не думать о технике пения, а передать от своей души вашей душе, все то, что я пережила за жизнь. На сцене происходит присутствие Бога, там параллельные миры, в которых я живу. Я хочу передать ощущение необъятности мира, ощущения красоты мира, ощущение тишины, бесконечности"…

В своем последнем интервью Елена Васильевна всех нас попросила — «Никогда не забывайте о любви, никогда не разрешайте себе дня прожить без любви. Любовь движет нами. Любовь к человеку, любовь к другу, любовь к мужчине, к зверюшкам, к природе….и самая великая любовь, которая осияет нас всех – это Господнее благословение, Божья любовь. Любите Его, как Он любит нас.»

Елена Васильевна Образцова ушла 7 июля 2012 года, прожив яркую творческую жизнь, с любовью и радостью обнимая весь мир...

 

Янина Анкудович. Анна Касаткина

Подписывайтесь на наш сайт. Ставьте лайки, делитесь с друзьями. И слушайте Елену Васильевну Образцову.
Елена Образцова-меццо-сопрано

Источники:

http://www.biograph.ru/index.php/whoiswho/19/867-obraztsovaev

http://stories-of-success.ru/eleny-obraztsovoi

http://www.culture.ru/persons/6605/elena-obrazcova

http://e-libra.ru/read/508993-elena-obrazcova.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62532643