Принц Венеции.Часть 2

Продолжаю разговор о жизни и судьбе гениального Антонио Вивальди — Принца Венеции! Я пишу о нем, потому что очень люблю его музыку и хочу рассказать о нем, как о личности и творце. Имя Вивальди у всех «на слуху», но мало кто читал его биографию и знает подробности его жизни и творческих достижений. А ведь интересно, каким образом складывались обстоятельства жизни этого уникального человека, с чего он начал свой путь, и чем этот путь закончился.

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. На примере таких людей многое становится понятным и многому можно научиться: как действовать, как развивать себя и свои способности, как относится к славе, успеху и большим деньгам; чего в жизни стоит опасаться, каких искушений избегать, а главное понять, каким образом надо обращаться со своим талантом, как не упускать своих шансов и охранять свое благополучие. К сожалению, многие гениальные люди, произведения которых стоят сейчас миллионы, умирали в бедности или нищете, почему?

Ян Вермеер, который сейчас принадлежит к вершине голландского искусства Золотого века, Франц Шуберт — широко исполняемый сегодня — основоположник романтизма в музыкальной культуре, Винсент Ван Гог, работы которого стоят в числе первых в списке самых дорогих картин, проданных в мире, ПушкинВольфганг Амадей Моцарт, Александр Сергеевич Пушкин ... Казалось бы, талантливые, гениальные, но абсолютно не способные удерживать финансовое благополучие люди, они разрывались между духовным и материальным, и умирали, практически, в долгах и бедности.    И наш любимый Маэстро Вивальди тоже попадает в этот печальный список, увы!

А вот сейчас, через 200 лет, он стал бы просто богачом, не шевельнув и пальцем, хотя трудно представить его жизнь без ежедневного творчества! Но что странно: ведь музыка его не изменилась, она все та же, ну, может быть,  аранжирована с учетом современных музыкальных и технических возможностей. В чем же дело?

Конечно, ответ на этот вопрос есть: он и в характере личности, и в особом качестве психики талантливого человека, который погружен в мир своего творчества, и, главное, в отношении к нему общества, а точнее, в соответствии общества его творческому гению. История жизни великого Ван Гога как нельзя более ярко демонстрирует это, ведь при жизни публика не воспринимала и не покупала его произведения. При жизни художнику удалось продать всего 14 картин (стоимость одного полотна в пределах 400 франков) из более 2100 созданных, а сейчас стоимость одной его картины колеблется в пределах 80-100 млн.долларов!!!

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Как и многие композиторы 18 века, в последние годы жизни Вивальди имел множество финансовых затруднений. Его композиции были уже не в таком почете, как когда-то в Венеции. Изменение музыкальных вкусов, моды, быстро сделали их устаревшими. В ответ Вивальди решил продать большое количество рукописей за просто ничтожные цены, чтобы обеспечить свой переезд в Вену. Он собирался туда по приглашению австрийского императора Карла Шестого, с которым познакомился в Триесте. Императору Карлу композитор посвятил одно из  своих произведений — «Цитра». 

Карл восхищался музыкой Рыжего Священника (прозвище) настолько, что за время одной встречи с ним беседовал с композитором дольше, чем со своими министрами в течение 2-х лет. Он наградил Вивальди званием рыцаря, золотой медалью и пригласил в Вену, куда музыкант и отправился в 1730 году и где он надеялся занять место придворного композитора императорского двора. В Вене он успел поставить свою оперу «Ферначе».

Однако, когда Вивальди уже поселился в Вене, рассчитывая на постоянный источник дохода, император Карл Шестой скончался, невольно оставив композитора без королевского покровительства. Его кончина послужила причиной начавшейся войны за австрийское наследство. Теперь уже императорскому семейству было не до Вивальди, и музыканту пришлось ехать в Дрезден в поисках новой работы, где вероятнее всего он сильно заболел. Никому ненужный, больной и без средств к существованию, Антонио Вивальди, вернулся в Вену и в возрасте 63 лет безвременно скончался.

 

Дела его были сильно расстроены, средств к существованию не было, и «болезнь печали и внутреннего одиночества» — астма, взяла свое! Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Судебный пристав описал его имущество в счет долгов. Непревзойденный гениальный маэстро Вивальди был похоронен в простой могиле на кладбище для бедняков, до настоящего времени его могила не сохранилась. Такова драма, трагичный итог жизни этого великого музыканта... Так проходит слава мирская? Нет, это не про Вивальди!

Да, земная жизнь Принца Венеции, Рыжего священника — Антонио Вивальди закончилась, но его настоящая слава еще только готовилась к своему рождению!  Впереди Вивальди ждали 200 лет забвения! Ни много ни мало! А потом — оглушительная слава, любовь и восхищение миллионов: музыкантов, любителей, простых людей. Живя в 18 веке, блистательном веке барокко, гениальный композитор вряд ли мог себе представить тот оглушительный успех, который ждал его музыку в 20 и 21 веках! Истинно говорят: пути Господни неисповедимы, но ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ!

В течение такой насыщенной творчеством жизни известность Вивальди распространилась не только в Италии, но и в других странах, включая Францию. Однако после его смерти популярность композитора угасла. После эпохи барокко концерты Вивальди стали непопулярны, долгое время игнорировались, известность была утрачена. Даже самое знаменитое произведение Вивальди -«Четыре времени года», было неизвестно в оригинальном издании ни в эпоху классицизма, ни в эпоху романтизма. О Вивальди помнили только потому, что великий Иоганн-Себастьян Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника.

Однако, влияние музыки Вивальди на творчество И-С Баха совершенно очевидно! Исследователи творчества Баха нашли этому подтверждение. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, её автор — Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна- Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества  непосредственно связано с изучением им музыкального наследия Антонио Вивальди.

Исследования творчества Маэстро Вивальди позволили специалистам оценить его как крупного мастера, лучшие произведения которого сохраняют большую силу воздействия и на современного слушателя. В 20 столетии было предпринято издание полного собрания его инструментальных опусов. Причиной этому послужило неожиданное и радостное событие.

Альфредо Казелла. Итальянский композитор, пианист, дирижер.

В 1926 году в монастыре в Пьемонте исследователи обнаружили настоящий музыкальный клад — четырнадцать томов сочинений Вивальди, которые считались утраченными во время наполеоновских войн. Некоторые недостающие объёмы в пронумерованных опусах были обнаружены в коллекциях потомков великого князя Дураццо, который приобрёл монастырский комплекс в 18-м веке.

Воскрешение неопубликованных работ Вивальди в 20 веке состоялось в основном благодаря усилиям Альфредо Казелла, который в 1939 году организовал историческую неделю Вивальди, на которой вновь были поставлены оперы «Глория» и «Олимпиада». Браво, Альфредо!!!

После Второй мировой войны композиции Вивальди стали пользоваться ещё большим успехом, т.к. его считают крупнейшим представителем итальянского скрипичного искусства 18 века, утвердившим новую драматизированную, так называемую «ломбардскую», манеру исполнения.

 

Вивальди создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Композитор является мастером ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо (concerto grosso). Он установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста. Ещё при жизни Антонио стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. И, конечно, он был прославленным на всю Европу в скрипачом-виртуозом.

За 20 век об Антонио Вивальди написано громадное количество материалов: монографий, статей, исследований. В России в серии «Жизнь замечательных людей» о великом маэстро выпущена книга-биография. Его произведения исполняются в широком диапазоне на всех концертных площадках мира. О нем сняты документальные и художественные фильмы: «Вивальди, рыжий священник»,"Вивальди, принц Венеции", «Вива, Вивальди!», «Вивальди в Венеции», «Антонио Вивальди», а также  в России в 2007 году был выпущен мультфильм « Сказки старого пианино. Антонио Вивальди». Именем великого Маэстро назван итальянский институт в Сиене и кратер на планете Меркурий.

Фрагменты «Времен года» сегодня часто звучат на больших экранах. Так, их можно услышать в сериалах «Анатомия Грей», «Теория большого взрыва», фильмах «1+1», «По следам Вивальди», «Завтра была война» и мультфильме «Симпсоны». Музыку этих концертов неоднократно использовали для своих постановок хореографы — Ролан Пети, Анжелен Прельжокаж, Джеймс Куделка, Мауро Бигонцетти.

Диски с записью этих произведений, сделанной 1989 году Найджелом Кеннеди и английским камерным оркестром, побили все рекорды по продажам – их было куплено более двух миллионов. Стефан Ламбьель победил на чемпионате мира по фигурному катанию 2006 года, выполнив свою произвольную программу под музыку из «Времен года».

Гениальное произведение  Антонио Вивальди «Четыре времени года» в 18 веке  оно оценивалось как необыкновенно страстное и новаторское, революционное. А современная публика считает «Времена года» эталоном музыкального барокко, гармоничным и непревзойденным  в своем воздействии на человеческую душу и психику. Музыка Вивальди несет радость, чистоту, восторг , ее большой творческий потенциал вселяет в души людей надежду, любовь и веру в счастье!

Антонио Вивальди необыкновенно знаменит и популярен в наш век, его музыка нисколько не устарела, его произведениями наполнен интернет, его слушают на концертах, по телевидению, дома, в транспорте — везде! Сейчас, благодаря всемирной сети, у Маэстро миллионы поклонников и фанатов, куда уж там эпохе барокко! Благодарности потомков, их восхищению гениальной музыкой нет предела. 

Надо признать, что родившись в 18 веке, Антонио Лучио Вивальди, по-видимому, опередил свое время. Получается, что, если при жизни композитора его музыка может подвергаться капризам моды и людей, быть в тренде или нет, то время проверяет музыку на качество, на гармонию!  В результате, становится очевидным, что Вивальди победил человечество и преодолел время. Жаль, что он не дожил до своей истинной славы. Его Музыка стала классикой, она совершенна, теперь она не подвержена гримасам моды и вкусам толпы. Она стала МУЗЫКОЙ ВСЕЛЕННОЙ, проявилась как МУЗЫКА БОЖЕСТВЕННОЙ ДУШИ, которая БЕССМЕРТНА и не подвержена времени! Вот такой простой, печальный и, одновременно, пафосный ответ. Вы согласны?

БРАВО и ВИВАТ, ЛЮБИМЫЙ МАЭСТРО ВИВАЛЬДИ!

Анна Касаткина.

Подписывайтесь на наш сайт и наши странички в ФБ, Инстаграме, Контакте, в Одноклассниках!

Делитесь нашими статьями, чтобы и другие люди знали то, что узнали вы. Комментируйте.Пишите нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *