Принц Венеции. Вторая часть

Как и многие композиторы 18 века, в последние годы жизни Вивальди имел множество финансовых затруднений. Его композиции были уже не в таком почете, как когда-то в Венеции. Изменение музыкальных вкусов быстро сделали их устаревшими. В ответ Вивальди решил продать большое количество рукописей за просто ничтожные цены, чтобы обеспечить свой переезд в Вену. Он собирался туда по приглашению австрийского императора Карла Шестого, с которым познакомился в Триесте. Императору Карлу композитор посвятил одно из  своих произведений — «Цитра». 

Карл восхищался музыкой Рыжего Священника (прозвище Вивальди) настолько, что за время одной встречи с ним беседовал с композитором дольше, чем со своими министрами в течение 2-х лет. Он наградил Вивальди званием рыцаря, золотой медалью и пригласил в Вену, куда музыкант и отправился в 1730 году и где он надеялся занять место придворного композитора императорского двора. В Вене он успел поставить свою оперу «Ферначе».

Однако, когда Вивальди уже поселился в Вене, рассчитывая на постоянный источник дохода, император Карл Шестой скончался, невольно оставив композитора без королевского покровительства. Его кончина послужила причиной начавшейся войны за австрийское наследство. Теперь уже императорскому семейству было не до Вивальди, и музыканту пришлось ехать в Дрезден в поисках новой работы, где вероятнее всего он сильно заболел. Никому ненужный, больной и без средств к существованию, Антонио Вивальди, вернулся в Вену и в возрасте 63 лет безвременно скончался.

 

Дела его были сильно расстроены, средств к существованию не было, и болезнь печали и внутреннего одиночества — астма, взяла свое. Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Судебный пристав описал его имущество в счет долгов. Непревзойденный гениальный маэстро Вивальди был похоронен в простой могиле на кладбище для бедняков, до настоящего времени его могила не сохранилась. Таков, казалось бы, печальный, а скорее — трагичный итог жизни этого великого музыканта... Так проходит слава мирская? Нет!

Да, земная жизнь Принца Венеции, Рыжего священника — Антонио Вивальди закончилась, но его настоящая слава еще только готовилась к своему рождению!  Впереди Вивальди ждали 200 лет забвения! Ни много ни мало! А потом — оглушительная слава, любовь и восхищение миллионов: музыкантов, любителей, простых людей. Живя в 18 веке, блистательном веке барокко, гениальный композитор вряд ли мог себе представить тот оглушительный успех, который ждал его музыку в 20 и 21 веках! Истинно говорят: пути Господни неисповедимы, всему свое время!

Итак, продолжим. В течение такой насыщенной творчеством жизни Вивальди его известность распространилась не только в Италии, но и в других странах, включая Францию. Однако после его смерти популярность композитора угасла. После эпохи барокко концерты Вивальди стали непопулярны, долгое время игнорировались, известность была утрачена. Даже самое знаменитое произведение Вивальди -«Четыре времени года», было неизвестно в оригинальном издании ни в эпоху классицизма, ни в эпоху романтизма. О Вивальди помнили только потому, что великий Иоганн-Себастьян Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника.

Однако, влияние музыки Вивальди на творчество И-С Баха совершенно очевидно! Исследователи творчества Баха нашли этому подтверждение. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, её автор — Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна- Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества  непосредственно связано с изучением им музыкального наследия Антонио Вивальди.

Исследования творчества Маэстро Вивальди позволили специалистам оценить его как крупного мастера, лучшие произведения которого сохраняют большую силу воздействия и на современного слушателя. В 20 столетии было предпринято издание полного собрания его инструментальных опусов. Причиной этому послужило неожиданное и радостное событие.

Альфредо Казелла. Итальянский композитор, пианист, дирижер.

В 1926 году в монастыре в Пьемонте исследователи обнаружили настоящий музыкальный клад — четырнадцать томов сочинений Вивальди, которые считались утраченными во время наполеоновских войн. Некоторые недостающие объёмы в пронумерованных опусах были обнаружены в коллекциях потомков великого князя Дураццо, который приобрёл монастырский комплекс в 18-м веке.

Воскрешение неопубликованных работ Вивальди в 20 веке состоялось в основном благодаря усилиям Альфредо Казелла, который в 1939 году организовал историческую неделю Вивальди, на которой вновь были поставлены оперы «Глория» и «Олимпиада». Браво, Альфредо!!!

После Второй мировой войны композиции Вивальди стали пользоваться ещё большим успехом, т.к. его считают крупнейшим представителем итальянского скрипичного искусства 18 века, утвердившим новую драматизированную, так называемую «ломбардскую», манеру исполнения.

 

Вивальди создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Композитор является мастером ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо (concerto grosso). Он установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста. Ещё при жизни Антонио стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. И, конечно, он был прославленным на всю Европу в скрипачом-виртуозом.

За прошлый век об Антонио Вивальди написано громадное количество материалов: монографий, статей, исследований. В России в серии «Жизнь замечательных людей» о великом маэстро выпущена книга-биография. Его произведения исполняются в широком диапазоне на всех концертных площадках мира. О нем сняты документальные и художественные фильмы: «Вивальди, рыжий священник»,"Вивальди, принц Венеции", «Вива, Вивальди!», «Вивальди в Венеции», «Антонио Вивальди», а также  в России в 2007 году был выпущен мультфильм « Сказки старого пианино. Антонио Вивальди». Именем великого Маэстро назван итальянский институт в Сиене и кратер на планете Меркурий.

Фрагменты «Времен года» сегодня часто звучат на больших экранах. Так, их можно услышать в сериалах «Анатомия Грей», «Теория большого взрыва», фильмах «1+1», «По следам Вивальди», «Завтра была война» и мультфильме «Симпсоны». Музыку этих концертов неоднократно использовали для своих постановок хореографы — Ролан Пети, Анжелен Прельжокаж, Джеймс Куделка, Мауро Бигонцетти.

Диски с записью этих произведений, сделанной 1989 году Найджелом Кеннеди и английским камерным оркестром, побили все рекорды по продажам – их было куплено более двух миллионов. Стефан Ламбьель победил на чемпионате мира по фигурному катанию 2006 года, выполнив свою произвольную программу под музыку из «Времен года».

По всему миру широко исполняется гениальное произведение  Антонио Вивальди «Четыре времени года». В 18 веке  оно оценивалось как необыкновенно страстное и новаторское, революционное. А современная публика считает «Времена года» эталоном музыкального барокко, гармоничным и непревзойденным  в своем воздействии на человеческую душу и психику. Музыка Вивальди несет радость, чистоту, восторг , ее большой творческий потенциал вселяет в души людей надежду, любовь и веру в счастье!

Антонио Вивальди необыкновенно знаменит и популярен в наш век, его музыка нисколько не устарела, произведениями наполнен интернет, его слушают на концертах, по телевидению, дома, в транспорте — везде! Сейчас, благодаря всемирной сети, у Маэстро миллионы поклонников и фанатов, куда уж там эпохе барокко! Благодарности потомков, их восхищению гениальной музыкой нет предела.  Воистину, родившись в 18 веке, Антонио Лучио Вивальди опередил свое время!

 

Анна Касаткина.

Подписывайтесь на наш сайт. Виват, Маэстро Вивальди!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *