Пимен — сын мельника

Сегодня рассказ пойдет о настоящем мастере портретного искусства, представителе жанра салонной живописи. Произведения этого художника находятся в частных собраниях западно-европейских коллекционеров, а также в крупнейших музеях России и других стран. Его имя — Пимен Никитич Орлов. 

Большая часть работ Пимена Орлова — это портреты и жанровые сцены итальянской бытовой жизни, но имеются и пейзажи, а также картины исторической тематики. Картины этого прекрасного художника удивительно эффектны, отличаются особой мягкостью, тщательностью отделки, необыкновенно проникновенным освещением и красотой колористической гаммы. 

П.Н. Орлов родился в 1812 году в семье бедного мельника на хуторе Мало-Хвощеватый в Воронежской губернии. С детских лет у мальчика проявилась настоящая любовь и подлинный талант к рисованию, но родители были бедны и не могли оплачивать его обучение. Получив кое-какое знакомство с приемами и техникой живописи у странствующего маляра-художника, он присоединился к нему и тоже начал странствовать по Малороссии.

Молодой человек, как и его учитель, подрабатывал разными способами: писал для помещиков портреты и заказные темы, а иногда приходилось красить крыши и полы. Счастливый случай однажды свел его с местным предводителем дворянства Гладким, который, познакомившись с искусством Пимена Никитича, был восхищен его живописью и попытался содействовать его поступлению в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, куда, после долгих усилий, Орлов и поступил в 1834 году.

Три года Орлов постигает искусство живописи в портретном классе Карла Брюллова. Молодой художник учился самозабвенно, с истинной увлеченностью талантливого человека, который реализует свои способности. Он истово впитывал знания и легко перенял стиль и манеру учителя в портретном жанре.

Конечно, в студенческие годы Орлов вынужден был зарабатывать на жизнь  и собственным творчеством, портреты его кисти в стиле Брюллова позволили молодому художнику получить достаточно средств к существованию. Постоянная работа над портретами способствовала значительному росту его мастерства как художника, и в 1836 году Орлову была присуждена Серебряная медаль второй степени. В 1837 году Орлов получил звание свободного художника, а в 1841 году, при содействии Общества поощрения художеств, он отправился в Италию.

Поселившись в Риме, художник вскоре составил себе репутацию прекрасного портретиста. Еще большую известность Пимен Никитич приобрел своими картинами, выполненным в итальянском варианте бытового классицизма — с его преувеличенной красотой в изображении персонажей и обстановки. Наличие заказов от местных жителей было очень важно для художника, т.к. для него это было основным и единственным регулярным источником дохода. Он становится известным художником, его хорошо принимает критика.

Один из лучших учеников  К.Брюллова, выходец из народа, Пимен Орлов, благодаря своему упорству и умению учиться, стал знаменитым портретистом, снискал мировую славу себе и своему отечеству. В 1848 году он отправил в Петербург картину в историческом жанре «Девушка, моющая белье», за нее ему назначили пенсию в 300 рублей.

В следующем году всем пенсионерам было приказано возвратиться на родину, но Орлов получил разрешение остаться в Италии для завершения уже писавшихся картин и в связи с заболеванием глаз. Живя в Италии, мастер продолжал отсылать часть своих картин в Россию и,благодаря этому, равно, как и благодаря превосходным отзывам из Рима, получил в 1857 году звание Академика портретной живописи.

Так художник продолжал жить в Италии, являясь участником итальянским выставок. На Родину ему так и не суждено было вернуться. Пимен Никитич Орлов скончался в Риме от воспаления мозга осенью 1865 года. Ему было всего 53 года. Он похоронен на римском кладбище Тестаччо.

Сейчас живопись П.Н. Орлова широко представлена во многих музеях России:  Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее Петербурга, в Государственной Третьяковской галерее, музее Тропинина в Москве, а также в Тверской областной картинной галерее, Иркутском областном художественном музее, Национальном художественном музее Казахстана, Херсонском художественном музее и других.

Творчество Пимена Никитича Орлова объединило в себе принципы искусства классицизма и академизма и оказало определенное влияние на процесс перехода к салонной академической живописи второй половины 19 века. Вот такой он был, Пимен — сын мельника!

Филипп Геллер, Анна Касаткина

Подписывайтесь на наш сайт.  Наслаждайтесь живописью прекрасных русских художников.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *