Барокко — эпоха королевской роскоши...Часть 1

Барокко! Барокко! Барокко! Блистательная эпоха красоты и творчества, пышности форм, богатства замыслов и смыслов, эпоха гениев и талантов! Как давно я увлекаюсь и восхищаюсь этим сказочным стилем! Мир барокко абсолютно неисчерпаем, наполнен красотой  и творческим самовыражением многих и многих больших и маленьких мастеров, а сколько загадок, тайн, легенд возникло в эту эпоху и продолжает существовать в нашем времени!

Роспись плафона церкви Св.Игнасия, Сант Иньяцио

Я работала над серией статей «Барокко — эпоха королевской роскоши...» с мая месяца 2019 года, но кажется — я уже поселилась в ней навсегда! Было намечено всего 3 части, но появились 4, 5, 6, 7 части... Тема захватила меня и стала развиваться в сторону конкретных знаменитых исторических персонажей эпохи барокко. Мое глубокое восхищение вызывают: гениальный Микеланджело Буанаротти и непревзойденный маэстро Антонио Вивальди, родоначальник регулярных парков и садов Андре Ленотр и сам Король-Солнце Людовик 14, блистательная и противоречивая Герцогиня Девонширская — Джорджиана Кавендиш (несколько статей о ней и ее богатой событиями, страстями, драмами, взлетами и падениями судьбе), талантливые художницы Рашель Рюйш и Элизабет Виже Лебрен и многие другие. Необыкновенно интересные темы: архитектура барокко в России, садово-парковое искусство в Европе... Все еще впереди!

Выбирайте сами, какие темы вам интересны, потому что барокко — это волшебный ларец, в котором есть все-все, на любой вкус. Как это важно в нашу эпоху минимализма и ограниченности. Не останавливайтесь на прочтенном — много знаний, так же, как и красоты, не бывает! Погрузитесь в барокко и наслаждайтесь от души, расширяйте свои познания об этом времени. А я буду публиковать новые статьи на эту  богатейшую тему и, поверьте, вам будет интересно в будущем почитать, например, о моде, ювелирном искусстве и косметике в эпоху барокко и пр.! Наслаждайтесь и творчески обогащайтесь. Эта статья — только мой и ваш начальный стимул. Какие блестящие имена я назову и какие портреты покажу, какую архитектуру и живопись вы увидите, какую музыку вы услышите!!! Милости прошу в ЭПОХУ БАРОККО — это только первая часть!

Когда погружаешься в эпоху барокко, то начинает казаться, что в это время во всех видах искусства, культуры и науки творили самые одаренные и талантливые люди, обладающие необыкновенными и всевозможными способностями, навыками, умениями в смысле самовыражения и создания нового. Барочная эпоха породила громадное количество гениев! Барокко — это полный силы и блеска фонтан творческой энергии, благодаря мощи которой многими выдающимися людьми были легко и свободно созданы лучшие, вне рамок ограничений, творения! Как будто открылся некий Божественный источник доселе неведомой миру красоты и творческих озарений! 

Бал эпохи барокко

В это время создаются творения общечеловеческой и абсолютно вневременной ценности. Возникновение барокко связывают с угасанием эпохи Ренессанса, а я бы сказала, что эпоха Ренессанса подарила нам своего ребенка — Барокко, дав талантливым мастерам во всех видах творчества свободу самовыражения, открыв им новый источник вдохновения и жизни, показав им новое направление: отказавшись от представлений о классической гармонии и строгом миропорядке, творцы сосредоточились на бурном противостоянии разума и чувств.

В центре их внимания оказываются силы стихий, экспрессия, мистицизм, насыщенность всем: новыми идеями и смыслами, мелодическим изыском, цветом, формами и деталями. Формируются новые критерии, основы...

Одной из первых и интереснейших монографий на тему барокко является книга швейцарского писателя, теоретика, историка искусств, искусствоведа — Генриха Вельфлина  «Ренессанс и барокко».

В монографии он пишет, что барокко занимало период между Ренессансом и Классицизмом, поясняя, что поздняя версия барокко называется Рококо. Характерными чертами барокко Вельфлин называет живописность и страстность.

Австрийский историк искусств Макс Дворжак выделил из раннего барокко маньеризм, от итальянского термина maniera, манера. Маньеризм определяют  как западно-европейский литературно-художественный стиль 16 — 17 веков, который характеризуется утратой гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.

Я не могу не упомянуть о маньеризме, хотя согласна с точкой зрения тех исследователей, которые считают его просто ранней фазой барокко.  Эрвин Панофский, немецкий и американский историк — теоретик искусства, тоже говорит о стиле Барокко, как о прямом  продолжении Ренессанса.

Барокко — это итальянский термин barocco — «причудливый», «странный»,«склонный к излишествам». Наиболее распространенная версия происхождения термина «барокко» отправляет нас к португальскому языку — La perola barroca — жемчужина «с пороком», то есть жемчужина неправильной формы. Однако, несмотря на португальское происхождение термина «барокко», родиной этого стиля является, как всегда и во всем в те старинные времена, богатая талантами в самых разных областях культуры и искусства, благословенная Италия.

Итак, стиль барокко зародился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать «началом шествия западной цивилизации». В Риме и Флоренции, главных центрах классической итальянской архитектуры, наблюдается наибольшее разнообразие стилей и форм барокко. Главными образцами искусства эпохи являются многочисленные дворцы и церкви этих городов.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию, богатству, пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию разных видов искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория). Одновременно существует и тенденция к предельному развитию и независимости отдельных жанров, например, в музыке: кончерто гроссо, соната, сюита. В эпоху барокко в искусстве и культуре нет застывших форм, ничего не стоит на месте, все бурно развивается...

Время барокко. Бог. Человек. Просвещение.

Барокко, безусловно, тяготеет к торжественному «большому стилю», отражает представления людей того времени о сложности, многомерности, многообразии  и изменчивости мира.

Микеланджело. Уникальная и самая знаменитая фреска Адам в Сикстинской капелле.

Как идея Божественного для барокко характерен деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как Великий Мастер создает свое Великое Произведение. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, «сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной».

Далее в обширное и результативное созидание включился сотворенный Великим Мастером по своему подобию человек, наделенный для этого всем необходимым: сознанием, разумом, чувствами, эмоциями, в сути которого — тяга к постижению знаний, развитию личности и творчеству. Таковы были взгляды барочных идеологов.

Поэтому, идеологи того времени призывали не столько молиться Богу, но учиться у Него процессам творения. Существовало и такое мнение, что подлинными хранителями просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт.

Великие открытия не заставили себя ждать: Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии», Карл Линней систематизирует биологию в «Системе природы», Антонин ван Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы, Галилео Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца...

Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. К литературным символам эпохи присоединяются путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер, Робинзон Крузо, барон Мюнхгаузен.

Эту эпоху характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется, по его убеждению, с дикостью, невежеством, зверством, бесцеремонностью, самодурством. Спиноза с уверенностью утверждает, что влечения составляют не содержание греха, но «саму сущность человека»: интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли. Особенно ценятся изящество, этикет, вежливость и учтивость, творческие навыки в разных видах искусства, аристократичность, образованность... 

 Анна Касаткина 

Продолжение следует...

Подписывайтесь на наш сайт. Я с удовольствием знакомлю вас с блистательной эпохой барокко и рококо: архитектурой, живописью, музыкой, театром, модой, ювелирным искусством, образом мышления, стилем жизни и бытом людей того времени — богатого на все новое, пышное, необычное, красивое...

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62532643