Его Величество СЛУЧАЙ!

Удивительный феномен этого композитора состоит в том, что написав немало произведений – симфонии, фортепианные пьесы, кантаты, серенады, песни, оперетты и оперы он прославился одним единственным произведением.

Руджеро Леонкавалло родился 23 апреля 1857 года в Неаполе, в семье судьи (президента Трибунала) и дочери известного художника и скульптора. Заниматься музыкой он стал рано и уже в 8 лет поступил в консерваторию, а  в 16 ее окончил, получив диплом Маэстро. Его педагогами были Сэррао и Чези, а кантату, написанную талантливым учеником, студенты исполняли на выпускных экзаменах.

Чтобы пополнить свои знания, Леонкавалло, после консерватории,  поступает в Болонский университет на филологический факультет. «Я учился у итальянского поэта Джозуэ Кароуччи и в 20 лет получил диплом доктора литературы. Затем я поехал в артистическое турне в Египет к своему дяде, который служил при дворе музыкантом. Внезапная война и оккупация Египта англичанами спутала все мои планы. Без гроша в кармане, переодевшись в арабское платье, я еле-еле выбрался из Египта и попал в Марсель, где начались мои скитания. Я давал уроки музыки, выступал в кафе-шантанах, писал песенки для субреток в мюзик-холлах», — так писал о себе Р. Леонкавалло.

 

И вот, наконец, удача. Композитор возвращается на родину и волею случая попадает на триумф «Сельской чести» П. Масканьи. Этот спектакль решил судьбу Леонкавалло: у него появляется страстное желание писать только оперу и только в новом стиле. Сюжет сложился сразу. Композитор решается воспроизвести в оперной форме страшный случай из жизни, свидетелем которого он был в пятнадцатилетнем возрасте: камердинер отца влюбился в странствующую артистку, муж которой, застав влюбленных, убил и жену, и соблазнителя.

Работа началась в конце 1891 года и уже через пять месяцев работа немедленно была представлена публике  –  21 мая 1892 года в миланском театре Даль Верме. Оркестром дирижировал молодой Артуро Тосканини. Успех был огромный. «Паяцы» появились сразу на всех сценах Европы. Опера стала исполняться в один вечер с «Сельской честью» Масканьи, знаменуя тем самым триумфальное шествие нового направления в искусстве — веризма (итал. verismo, от vero — истинный, правдивый).

Пролог к опере был провозглашен Манифестом литературного веризма  (изображением повседневного быта, психологических переживаний героев, внимание к тёмным сторонам жизни городской и сельской бедноты, нежеланием «выносить приговор» социальным порокам современного общества), что для оперного жанра было абсолютно новым, а музыкальный веризм возник под влиянием литературного и был представлен, в основном, творчеством  П. Масканьи, Р. Леонкавалло и, отчасти, Дж.Пуччини.

Важными завоеваниями веристской оперы была прямо-таки калейдоскопическая смена событий, предвосхищающая «кадровый» монтаж кино, применение прозы вместо стихотворного текста,  отказ от активной роли хора, введение сжатых динамичных ариозо с выразительной мелодикой вместо развернутых арий-монологов. Критики отмечали, что такой колоссальный успех оперы в большой степени был связан с тем, что композитор обладал незаурядным литературным дарованием.

За несколько лет Паяцев показали почти все оперные дома Европы, а партия Канио стала визитной карточкой самых блестящих вокалистов. Одним из лучших исполнителей партии Канио и, особенно, ариозо из первого действия «Смейся, паяц», был Энрике Карузо. Либретто «Паяцев», написанное самим композитором, очень гармонично легло на музыку, показав  рельефно очерченные характеры персонажей. И все это яркое театральное действие воплотилось в запоминающиеся, эмоционально открытые мелодии. Вместо привычных развернутых арий Леонкавалло дает динамичные ариозо такой эмоциональной силы, какой до него итальянская опера не знала.

Российская премьера состоялась 11 января 1893 года в Москве, на этом спектакле «Паяцы» звучали по-русски. Императорские сцены поставили оперу в том же году – 11 ноября – Большой театр, 23 ноября – Мариинский. Со временем стало традицией давать «Сельскую честь» и «Паяцев» в один вечер. В дальнейшем опера обошла все мировые театральные подмостки и сегодня также находится в репертуаре театров.

Широкую известность приобрели: фильм-опера великого Франко Дзефирелли с Пласидо Доминго (Канио-тенор) и Терезой Стратас (Недда-сопрано) . 

Не меньший интерес вызвал фильм, снятый в 1948 году Марио Костой, где сыграли Джина Лоллобриджида (вокал – Онелия Финески) и Тито Гобби. Тито Гобби писал, что в оригинальной партитуре оперы композитор оставил множество пометок для исполнителей, они были точны и очень полезны, несмотря даже на наличие «крепких выражений».

Мнения композиторов, современников Леонкавалло, о «Паяцах» разделились. Н.А. Римскому-Корсакову опера не понравилась, он назвал ее автора «музыкальным карьеристом», а музыку «надувательской». К числу критиков творчества композитора принадлежал К. Дебюсси, а вот П.И. Чайковский, напротив, положительно отзывался о творчестве веристов, отмечая красоту и пластичность музыки, ну, а писатель Дж. Голсуорси ставил «Паяцев» даже выше опер Пуччини, ценя гармоничное соответствие сюжета и музыки.

И все же, такая опера, как «Паяцы», может быть написана только один раз. Испытавшая в течение столетия пренебрежение критики, неизменно превозносимая публикой, опера, в которой пели величайшие исполнители — Энрико Карузо, Аурелиано Пертиле, Карло Галеффи, Титта Руффо!

Интересные факты

Леонкавалло мастерски соединил в своем произведении новаторские идеи веризма с традиционной итальянской комедией Дель Арте, персонажами которой являются Коломбина, Арлекин и Пьеро (он же Паяц). После премьеры оперы в России образы комедии Дель Арте стали популярны и в русском искусстве начала 20 века.

В 1907 году «Паяцы» стали первой итальянской оперой, которая была полностью записана на грампластинку. Ариозо Канио «Vesti la giubba» в исполнении Энрико Карузо было записано тремя годами ранее и впервые в истории разошлось миллионным тиражом. Тогда же певец записал и песню «Утренняя», которую Леонкавалло создал специально для него.

  • Сразу два драматурга, испанец Мануэль Тамао-и-Баус и француз Катюль Мендес, обвинили композитора в плагиате сюжета. Мендес даже подал на него в суд. Леонкавалло пришлось выступить со статьей в газете Фигаро, где он объяснил обстоятельства появления своего либретто.
  • Леонкавалло написал еще 9 опер и 9 оперетт, многие имели успех при жизни композитора («Заза», «Цыгане», «Богема», «Медичи» и др.), но с течением времени ни одна не стала столь же популярной, как «Паяцы». Это произведение позволило своему автору и в наши дни входить в двадцатку самых исполняемых оперных композиторов мира.
  • Либретто всех своих опер и оперетт композитор написал сам.
  • В конце 1880-х годов Леонкавалло знакомится с Джулио Рикорди, крупнейшим нотным издателем Милана, имевшим эксклюзивные права на печать партитур Верди. Рикорди заказывает музыканту оперу. В 1888 году Леонкавалло показывает издателю ноты оперы «Медичи», но последний остался недоволен этой работой. Тогда композитор заключает контракт с главным конкурентом РикордиСонцоньо. И менее чем через год пишет «Паяцев», издание которых принесло внушительный доход. Его стараниями «Медичи» все же были поставлены в Милане в 1893 году.
  • На рубеже 19 и 20 веков Леонкавалло считали главным соперником Пуччини. Это нашло свое воплощение и в том, что оба композитора написали оперы «Богема» на сюжет А.Мюрже.
  • Опера Леонкавалло «Цыгане» (1912) основана на сюжете одноименной поэмы А.С. Пушкина.
  • Композитор много работал с Карузо в качестве пианиста-концертмейстера. Певец, в свою очередь, отмечал, что Канио является его любимой партией.

Известно, что в последние годы своей жизни Леонкавалло очень увлекся идеей создания некой национальной музыкальной драмы, в основе которой он решил использовать народный песенный материал. Впрочем, смерть музыканта прервала его большие планы. Умер Руджеро Леонкавалло 9 августа 1919 года (62 года) в Монтекатини-Терме (Тоскана, Италия).

 

Монтекатини-Терме

Янина Анкудович

Подписывайтесь на наш сайт. Ходите в оперу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *