Блистательный Новерр: «...на место рутины я призвал изящный вкус...»

«Когда музыка и танец создаются в гармонии… их магия захватывает как сердце, так и ум.»                                                                  «Хорошая картина – не более чем, отображение природы, а законченный балет – сама природа.» Ж. -Ж.Новерр

Жан-Жорж Новерр (фр. Jean-George Noverre) родился 29 апреля 1727 г. в семье Марии-Анны де ла Гранж и Жана-Луи Новерра, швейцарского солдата. Родители прочили их сыну военную карьеру, но мальчик выбрал танец. Его педагогами стали танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель и знаменитый Луи Дюпре, у которого учились многие выдающиеся танцоры того времени. Первое профессиональное выступление Новерра на сцена Опера-Комик в Париже в балете Le Coq du village (Деревенский петух) произошло 8 июня 1743. Затем, будучи еще совсем юным, он выступал в Фонтенбло при дворе короля Людовика XV, после чего сразу получил приглашение в Берлин от принца Генриха Прусского.

Последовали выступления в Берлине, Дрездене и Страсбурге, а в 1747 году в возрасте всего лишь 20 лет Новерр становится балетмейстером в Страсбурге и создает свой первый экзотический балет Les Fêtes chinoises (Китайские праздники) на музыку Жана-Филиппа Рамо, имевший большой успех. Этот балет уже отличался от принятых канонов того времени, когда отдельные танцы и дивертисменты вставлялись в оперу или драматическое действие, без всякой связи с сюжетом или между собой, существовало просто для украшения. Le Fêtes chinoises состоял из отдельных танцевальных картин, объединенных одной темой, атмосферой и местом, воссоздававших экзотику Китая, как ее представляли себе художники Эпохи Рококо. Для публики действо было новым и удивительным.

В 1748 г. Новерр женится на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр (фр. Marguerite-Louise Sauveur). К сожалению, о ней почти ничего не известно. В 1750 г. они переезжают в Лион, где Новерр становится ведущим танцором и ставит свой первый балет-пантомиму Суд Париса — в 1751. В том же сезоне идет и балет Les Fêtes chinoises.

В этом же году Новерр приезжает в Вену по приглашению королевы Марии Терезии и начинает преподавать танцы ее 12-летней дочери Марии-Антуанетте, с которой у него складываются тесные отношения. В результате, Мария-Антуанетта становится патроном Новерра. Но в начале 1754 года эти отношения прерываются, так как королеве Марии Терезии не понравилась одна из постановок Жан-Жоржа, и ему пришлось покинуть Вену.

В 1754 г. Новерр возвращается в Париж, где в Опера-Комик 1 июля осуществляется грандиозная постановка Les Fêtes chinoises. Великолепные декорации Франсуа Бушера, костюмы, вполне напоминающие настоящие китайские, прекрасно подготовленный кордебалет произвели полный фурор. Это был первый настоящий успех Новерра-балетмейстера.

В 1755 г. Новерр со своей семьей и компанией переезжает в Лондон, где Китайские праздники были поставлены с еще большим размахом в театре Друри Лэйн (Drury Lane Theater) под руководством Дэвида Гаррика, большого поклонника балета.  Постановка имела грандиозный, но недолгий успех, так как в связи с надвигающейся войной с Францией и явным антагонизмом англичан к французским танцорам, вспыхнули беспорядки, и толпа разрушила декорации, театральные машины и часть костюмов. Гаррик понес большие убытки в несколько тысяч фунтов, а Новерр с семьей вынужден был скрываться, хотя и продолжал курировать танцевальные спектакли в Друри Лэйн. Но его имя уже нигде не указывалось.

В 1756 г. в Лондоне Новерр написал свой знаменитый теоретический труд «Записки о танце и балете» («Lettres sur la danse et les ballets»), изданный в 1760 г. в Лионе, куда его забросила судьба. В этой работе Новерр изложил свои эстетические теории постановки балетов и подготовки танцовщиков. Он считал пантомиму необходимым элементом танца, назвав такой тип балета «балетом действия» (Ballet d’action) или балетом-пантомимой. Драматическое действие становится необходимой составляющей балета, и танцы должны строиться в соответствии с развитием сюжета, а не просто как отдельные несвязанные танцевальные номера.

Техническая основа танца, изящество поз, точность и грациозность движений, по мнению Новерра, обязательно должны быть наполнены смыслом, который придает танцу «жизнь, выразительность и, обольщая глаз, пленяет сердце и наполняет его трепетным волнением». Музыка также должна соответствовать сюжету, так же как и костюмы, декорации, освещение. По истине революционные взгляды Новерра заложили основу современному драм-балету. Он отменил маски в своих балетах, чтобы были видны выражения лиц танцоров. Главным в балетах Новерра становится действие. Далеко не все принимали его новшества.

Шарль Ле Пик

Но все-таки «Lettres sur la danse et les ballets» оказали колоссальное воздействие на развитие балетного искусства, книга была переведена на большинство европейских языков, многие его теории продолжают жить и сегодня, пережив сами балеты Новерра.

Так, идея о том, что ученик должен и развивать свои способности и склонности, а не просто копировать своего учителя или другого известного танцора, является основой преподавания в балетных школах в наши дни. В 1803—1804 годах этот труд был издан в Петербурге в 4-х томах благодаря его блистательному ученику и последователю Шарлю Ле Пику, работавшему с 1787 г. в Санкт-Петербурге в качестве танцора и хореографа.

Мари-Мадлен Гимар

 

В 1760 году большой знаток и любитель театра, герцог Карл II Вюртембергский, приглашает Новерра в Штутгарт, где при его дворе собираются многие талантливые артисты, художники и музыканты. С композитором Жаном-Жозефом Рудольфом Новерр ставит два балета: «Смерть Геркулеса» и «Психея и Амур». Но воистину революционной становится постановка 1763 г. «Ясона и Медеи» на музыку Рудольфа.

В этом балете Новерр воплотил свои основные принципы балета-действия. В нем приняли участие выдающиеся исполнители того времени: Гаэтано Вестрис, прозванный парижанами «Богом танца», его брат Анжиоло Вестрис, Мари-Мадлен Гимар  (все первые танцовщики парижской Королевской академии музыки), Шарль Ле Пик и др. Балет «Ясон и Медея» имел огромный успех, в последующие годы он ставился в Вене, Варшаве, Париже, Лондоне и других европейских городах, а в 1797г. был показан в Петербурге.

В 1767 году Новерр переезжает в Вену, где работает под протекцией будущей французской королевы Марии-Антуанетты, своей бывшей ученицы, назначившей его королевским балетмейстером. В Вене Новерр, получивший большую творческую свободу, продолжает проводить свои реформы. В 1772 году он создает свою следующую знаковую работу — пятиактный героический балет «Месть Агамемнона», который в последствии также был поставлен во многих театрах Европы. Идеи Жана-Жоржа Новерра стали постепенно внедряться в танцевальную жизнь и находить своих последователей. В 1774 г. он руководит труппой из 15 солистов и кордебалета из 23 мужчин и 21 женщины.

Новерр сотрудничает со многими композиторами, в частности, с Кристофом Виллибальдом фон Глюком, для опер которого он сочиняет несколько балетных композиций (например, «Ифигения в Тавриде»). 11 июня 1778г. в Парижской опере, главным балетмейстером которой Новерр назначается Марией-Антуанеттой в 1775 году, состоялась премьера его балета «Безделушки» (Les Petits Riens ), музыку к которому написал Вольфганг Амадей Моцарт по личной просьбе Жана-Жоржа. Главные роли исполняли Мари Аллар, Жан Доберваль, Мадлен Гимар  и молодой Огюст Вестрис — сын Гаэтано Вестриса и Мари Аллар. Если танцы Новерра до нас, к сожалению, не дошли, то музыка Моцарта, хотя и не полностью, но сохранилась. Мы можем ее послушать. https://www.youtube.com/watch?v=5A8XZF83L5k


Жан Доберваль

Новерр продолжал возглавлять балетную труппу Парижской оперы до 1781г. Но, как говорится, нет пророка в своем отечестве. Большинство танцоров отказывалось признавать новые балетные веяния, консервативная публика на принимала драматические и героические балеты, предпочитая привычные развлекательные дивертисменты.

Главным балетмейстером становится ученик Новерра, будущий создатель жанра комедийного балета Жан Доберваль (Jean Dauberval), поставивший в 1789 году свой самый известный комедийный балет «Тщетная предосторожность» (La Fille mal gardée), который идет на балетных сценах мира до сих пор.

Жан-Жорж уезжает из Парижа и последующие 10 лет живет, преимущественно, в Лондоне, где возглавляет балетную труппу в театре Друри Лэйн и продолжает ставить новые балетные постановки. Он начинает работать над балетным словарем, воспитывает учеников. В конце 90-х Наверр перебирается во Францию, в Сен-Жермен-ан-Ле, где продолжает трудиться над словарем.

19 октября 1810 года Жан-Жорж Новерр скончался в почтенном 83-х летнем возрасте.

Наследие и личный вклад Новерра в становление балета, как отдельного вида искусства, трудно переоценить! Он превратил танец из балетного фрагмента в серьезное балетное представление с продуманной тематикой, драматургией развивающегося действия и яркими характерами персонажей. Новерр всегда находился в процессе творчества, он не только ставил танцевальные спектакли (более 80 балетов), но и постоянно работал над развитием теории танца. Он был знаменит и известен, имел связи и переписку с выдающимися людьми своего времени, например, с Вольтером.

Во многом благодаря Жану-Жоржу Новерру балет стал  самостоятельным видом искусства, приобрел действие, острый драматизм. Он писал о своем творчестве: «...на место рутины (я) призвал изящный вкус, ...я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца...» Талантливые ученики Новерра с успехом развивали и продвигали дальше его творческие идеи.

Послесловие. Связь времен.

Шарль Ле Пик, самый преданный ученик и последователь Жана-Жоржа Новерра, пропагандист его идей и основного труда «Записок о танце и балете», в 1787 г. едет в Санкт-Петербург, куда он приглашен на должность первого танцора императорской труппы. В 1792 году он становится главным балетмейстером и возглавляет труппу до 1799 года. В Россию он приехал с женой, балериной Гертрудой Росси и ее 11-тилетним сыном, Карлом Джованни Росси, будущим архитектором Карлом Ивановичем Росси.

Во многом благодаря Карлу Ивановичу Петербург приобрел свой неповторимый облик. И самая прямая связь с балетом – это улица Зодчего России (бывшая Театральная), идущая от Александринского театра и построенная по античным канонам: ее ширина соответствует высоте обрамляющих ее зданий. На этой улице в доме №2 с 1836 года располагается Санкт-Петербургское театральное училище, ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой.

Еще одна интересная связь – Гаэтано Вестрис (1729 – 1808)  и его внебрачный сын Огюст (1760 – 1782) . Эти выдающиеся танцоры Парижской оперы, оба носившие имя — «Бог танца»,  выступали в главных партиях в балетах Новерра. Скорее всего эти два танцовщика составили собирательный образ балетной миниатюры «Вестрис» выдающегося и опального советского хореографа Леонида Якобсона. Миниатюра была специально поставлена для Михаила Барышникова, выступавшего на Первом международном конкурсе артистов балета, который проходил в Москве в июле 1969 г. Барышников завоевал главный приз. Кстати, этот короткий балет, длящийся всего 7 минут, Михаил неоднократно исполнял впоследствии.  https://www.youtube.com/watch?v=EOoGTCfRpV8

Александа Загорская.

Подписывайтесь на наш сайт. Любите и ходите на балет!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *