4 декабря-Введение в храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Православный мир празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Поговорим об этом прекрасном Празднике.

Предание говорит о том, что родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о даровании ребенка, дали обет посвятить его Богу.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, Ее родители выполнили обещание. Собрали родственников и друзей, одели Деву Марию в лучшие одежды, и со священными песнопениями, со свечами в руках отправились в священный город к храму.

Иерусалимский храм в древности был величественным и важным сооружением. Это было не здание, а целый Мир, в котором люди жили и молились. Историки сравнивают этот храм с целым государством, в котором существовали свои порядки и законы. В самой середине храма располагалось большое Святилище — Святая Святых, в котором находились главные святыни.

После трехдневного пути, отдохнув и переодевшись, торжественная процессия подошла к Иерусалимскому храму, где ее ожидали Первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней по числу псалмов, которые пели священники перед входом в храм. Мария, как только Ее поставили на первую ступень, быстро преодолела остальные ступени, взошла на верхнюю и оказалась перед первосвященником Захарией, который, по преданию, позже стал отцом Иоанна Крестителя.

Захария поцеловал девочку, благословил Ее и, неожиданно для всех, повел Ее внутрь святилища храма, в Святая Святых, куда сам первосвященник мог входить только один раз в году, в день Всеобщего поста, чтобы принести жертву за грехи всего народа. Все присутствующие были удивлены такому поступку Первосвященника, которому Дух Святой открыл истину о будущем Девы Марии.

Иерусалимский храм на этот момент был восстановлен после Вавилонского плена, и в нем уже не было Ковчега Завета — Ковчег исчез; в Святая Святых находилась только каменная плита на месте главной святыни. Когда первосвященник Захария ввел Деву Марию в Святая Святых, совершилось таинственное, символичное событие — вместо утраченного Ковчега Завета в Святая Святых вошла Та, которая позже стала Матерью Бога, новым Ковчегом.

Наступало время Нового Завета, приближалось Рождество Христово.
И сегодня праздник Введения в храм Богородицы предшествует Рождеству Христову, с этого праздника на вечерней службе в храме начинают петь: «Христос рождается! Славьте!»

А в народе на Руси с праздника Введения начинались санные катания! А к первому санному гулянью наши предки относились как к особому торжеству. Кроме того в старину праздник Введения был днем начала Введенских ярмарок, на которых можно было купить разные товары, а так же повеселиться от души. На Введенских ярмарках обычно продавали сани — одиночные, парные, троечные; будничные и праздничные, украшенные искусной резьбой или росписью, а также конную упряжь для зимы.

В любой Богородичный праздник в храме мы слышим евангельский рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос вместе со Своими учениками пребывал в доме Марфы и Марии. Мария в этом рассказе — это не Дева Мария, и этот отрывок из Евангелия читается в богослужении на Богородичные праздники не потому, что здесь сходны имена — принципиально внутреннее содержание этого повествования.

Господь пришел в дом, где Его встретили две сестры: Марфа и Мария. Марфа сразу же бросилась готовить для Господа угощение, а Мария села у ног Учителя и слушала Его. И Марфа роптала, что сестра не помогает ей. Тем самым заслужила упрек:  «Марфо, Марфо, печёшися  и молвиши о мнозе. Едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея». И эти слова, которые здесь произносит Господь, являются ключом к пониманию всего служения Богу Девы Марии: Она избрала благую часть, которая не отнимется от Нее никогда.
И эту благую часть Господь предлагает избрать каждому из нас.

Что же это за благая часть, которая никогда не отнимется от человека? Это богоугождение, делание всего для Бога и ради Бога. И праздник введения в храм Пресвятой Богородицы является лучшим примером богоугождения.

Престарелые супруги Иоаким и Анна добровольно отводят в храм Божий и отдают на служение Богу вымоленного многими слезами ребенка, трехлетнюю маленькую девочку. Конечно же это был подвиг полного самопожертвования и преданности воле Божией! И Господь воздал им за это сторицей.
Богоугождение, служение Богу, преданность Его воле — то, что не отнимется у нас никогда.

А все остальное — может быть отнято, поскольку нам здесь НИЧЕГО не принадлежит; все, что у нас есть — нам только лишь «дали поносить»... Здоровье, богатство, способности, красота, счастье… И относиться ко всему, и пользоваться всем, что у нас есть, должно как к дару Божию. Весь наш мир — принадлежит Ему и создан Им.

В священном писании есть пример такого отношения к жизни — история Иова Праведного. Богатейший человек лишился всего, что имел — и детей, и богатства. Но он отнесся к своим потерям так:" Господь даде, Господь отъят… буди имя Господне  благословенно!" И за это Господь вернул ему вдвое еще здесь, на земле.

А в Киево-Печерском патерике есть другая история:
Один князь, Арефа, постригся в монахи, а золото, которое имел, спрятал. И это золото у него украли. От огорчения Арефа смертельно заболел. За его душой пришли ангелы сказали ему: «Несчастный, мало тебе того, что ты столько нагрешил, собирая богатство, и вместо того, чтобы раздать, припрятал его, но и после того, как у тебя его отняли, ты нагрешил еще больше ропотом, осуждением, подозрением на братию… Сказал бы: «Ну, и Бог с ним», — и вменилась бы тебе пропажа твоих денег в милостыню». И тогда Арефа закричал: «Господи, ничего моего нет, все Твое!» — и тут же выздоровел.
И если мы - хотя бы так, как князь Арефа, скажем: «Господи, ничего моего нет, все Твое!»— , и будем помнить о той благой части, которую необходимо избрать в своей жизни, то Господь не оставит нас. И возможно — еще здесь, на земле, утешит нас.
А Пресвятая Богородица будет нам заступницей и примером смирения и служения Богу. С Праздником!

Нина Вернер.

Редакция: Анны Касаткиной.

Подписывайтесь на наш сайт. Делитесь с друзьями. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *