Праздник иконы Пресвятой Казанской Богоматери

14 октября (1 октября по старому стилю) 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иван IV Грозный, готовившийся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это — Знамение.  Господь восхотел обратить к Себе народ казанский. Покорением Казани, под покровом Пресвятой Богородицы, было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским  (память 4 июля).


Казанский Кремль

Волга — главный водный путь Руси — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви. Особую роль в возвышении Православия среди волжских мусульман сыграло явление в городе Казани 8 июля 1579 года Чудотворной иконы Божией Матери.

28 июня 1579 года около церкви Святителя Николая Тульского начался страшный пожар, который истребил часть города и половину Казанского Кремля. Вскоре город начал вставать из руин. Недалеко от места начала пожара строил новый дом стрелец Даниил Онучин. Однажды его девятилетней дочери Матроне во сне явилась Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле тайными исповедниками Православия еще при господстве мусульман. Сначала на слова девочки взрослые не обратили внимания.

Богородица трижды являлась и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. Икона была перенесена в храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, построенный Иваном Грозным. Царь приказал построить на месте явления иконы храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В этом храме поместили святую икону, и основали женский монастырь. Матрона и ее мать приняли постриг в этом монастыре.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий  Патриарх Гермоген , святитель Московский (память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани».

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на присоединенной инородческой окраине Русского царства, стала вскоре всенародной святыней. Казанский образ Пресвятой Богородицы является списком с древней  Влахернской иконы (празднование 7 июля), и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница.


Ермак Тимофеевич

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы), казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (блаженного Германа) († 1584), благодаря которому Сибирь присоединилась к Российскому государству.
Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале 17 века иезуиты.В период польского нашествия (1605—1612) — Смутного времени, Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» об этой иконе.

В те страшные дни, когда Москва была занята поляками, непреклонный страдалец за православную веру, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Собранное ополчение возглавили князь Димитрий Михайлович Пожарский и гражданин Кузьма Минин.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Пожарскому. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступничеством была спасена Россия. Русское войско двинулось на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля).

Сергий Радонежский

Однажды ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась, и он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». В подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом событии русским воинам, и на следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска одержали крупную победу и взяли Китай-город, а еще через 2 дня — Кремль.

Воссозданный Казанский собор на Красной площади

В воскресенье, 25 октября, русская дружина торжественно, с Крестным ходом, пошла в Кремль, неся перед собой Казанскую икону Богоматери. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богоматери, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский поместил Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. Сразу после этого на Красной площади князем Пожарским был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году была перенесена была в этот новый храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать  22 октября (4 ноября по новому стилю) празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала лишь в Москве, а с 1649 года этот праздник стал всероссийским.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Пожарскому. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступничеством была спасена Россия. Русское войско двинулось на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля).

В 1812 году Казанская икона Божией Матери сопровождала русских солдат, отражавших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял тогда 7 тысяч воинов.

Почаевская икона Божьей Матери

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица; из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. К этой иконе обращаются в бедах и болезнях: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Святые иконы Пречистой Богородицы образуют Небесный покров для нашей страны: древний святой образ Владимирской иконы Богоматери хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы Богродицы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами благодати чудотворный образ Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

С Праздником!

Нина Вернер.

Подписывайтесь на наш сайт, оставляйте комментарии, делитесь с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *