Вспоминаем -  Арсений Николаевич Корещенко (1870—1921гг.)

В 19-начале 20 века жил в Москве такой прекрасный  композитор, дирижер, педагог, пианист, музыкальный критик,фамилию которого мы сегодня вспоминаем- Арсений Николаевиче Корещенко! 
Он родился в 1870 году в Москве. Музыкой Коля начал заниматься с раннего детства.Сначала он увлеченно учится у своей матери — ученицы известного в свое время композитора Дюбюка. Мать показала сына А.Г.Рубинштейну, и великий музыкант в самых лестных выражениях отозвался о способностях мальчика. К примеру, маленький Коля, имея прекрасную музыкальную память, без особых проблем запоминал на слух музыкальные пьесы, а потом легко воспроизводил их на фортепьяно.

Далее Корещенко  продолжает свою учебу под руководством Николая Сергеевича Зверева, чьими учениками были Рахманинов, Скрябин, Игумнов. Затем Корещенко поступает в Московскую консерваторию: в класс фортепиано Сергея Танеева и в класс свободного сочинения Антона Аренского. В 1891 году оканчивает Консерваторию по этим двум специальностям с Большой золотой медалью!

И в том же году его приглашают в Консерваторию преподавать гармонию.

Современники считали его «безукоризненным пианистом» и «фортепианным гением современности».Корещенко много играл как концертмейстер и ансамблист в Москве и Петербурге. В его репертуаре все: сонаты, четвёртый и пятый концерты Бетховена для фортепиано с оркестром; 1-й концерт для фортепиано Чайковского; « Карнавал» Шумана; соната b-moll Шопена ; 12-я рапсодия Листа ; «Исламей» Балакирева, а также собственные произведения. Николай Корещенко был прекрасным концертмейстером, аккомпанировал в концертах многим оперным певцам и великому Шаляпину.

Эскиз к балету "Волшебное зеркало
«

Корещенко является автором опер «Пир Балтасара» (1892) и «Ледяной дом» (1900), балета «Волшебное зеркало» (1903, хореография Мариуса Петипа). Этот балет был создан по заказу дирекции Императорских театров, прошел с большим успехом на сцене Мариинского театра, а также получил большой успех в Москве в Большом театре в постановке Александра Горского, где шел до середины 20-х годов.

Фортепианные сочинения: «Лирическая симфония», концерт-фантазия для фортепиано с оркестром,«Scenes enfantines» фортепьяно Корещенко свидетельствуют о его выдающемся пианистическом мастерстве и высокоразвитой технике.

В композиторском творчестве Арсений Николаевич был верным продолжателем традиций Чайковского и Аренского. Для его музыки характерны опора на песенно-романсовые интонации, искренность высказывания, жанровая определенность.

Однако его музыка нравилась не всегда и не всем. После премьеры балета «Волшебное зеркало» его партитура критиковалась в печати. Известна эпиграмма, часто приписываемая Танееву: «От музыки Корещенки подохли во дворе щенки». Однако, по словам  Гиляровского все восхищались«талантом юного композитора-пианиста».

На протяжении всей жизни Арсений Николаевич вел интенсивную и разностороннюю педагогическую деятельность. В Московской консерватории преподавал класс гармонии, основал свою собственную школу, где преподавал фортепиано. Обычно ставил перед учеником художественные задачи, предоставляя ему самому искать способы их решения. Широко применял метод исполнительского показа, любил давать одно и то же произведение нескольким ученикам сразу. По воспоминаниям современников, в педагогической работе он оставался артистом, не превращаясь в учителя-

методиста.

С приходом советской власти Корещенко назначили ректором Харьковской консерватории. Ему поручили, и он вел классы композиции и фортепьяно.

Однако, произошедший переворот сорокасемилетний музыкант воспринял трагично.  Он не мог разобраться в новых порядках и в том, что происходит в России, т.к. многое не соответствовало его морально-нравственным принципам. Это стало серьезным препятствием для его творчества.

Композитор перестал писать музыку. В холодную зиму 1921 года Арсений Николаевич Корещенко скончался в Харькове в возрасте всего лишь 50 лет.

Источники: 

1.Н.Б. Пушина А. Н. Корещенко. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006.

Биографический энциклопедический словарь.
2. Википедия
3. Советская музыкальная энциклопедия
4. Рассказы моего учителя по специальности Ирины Евгеньевны Темченко
5. Советская балетная энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *