Композитор Эдуард Направник (1839—1916 гг.)

А сегодня мы поговорим о композиторе и великом оперном дирижере 19 века, с которым связаны славные страницы расцвета русской культуры  — Эдуарде Францевиче Направнике. Благодаря его неустанной  и самозабвенной работе русская опера достигла небывалых высот! 

По национальности Направник — чех, его отец был школьным учителем, руководителем церковного хора и органистом.

Эдуард начал заниматься музыкой рано, именно музыка кормила его, когда он остался сиротой. Но родственники помогли ему продолжить обучение и с 1854 года он приступил к занятиям в Праге в Органной школе и в институте Майделя (класс фортепиано).

К сожалению ему не удалось поступить в Пражскую Консерваторию, но ее директор И.Ф Киттль высоко оценил природный музыкальный дар юноши. Киттль стал давать Направнику частные уроки теории и разрешил посещать занятия оперной музыкой. Молодой музыкант, как все настоящие таланты, с упорством и увлечением изучал оркестровку и капельмейстерское искусство, в чтении партитур ему не было равных. И продолжал сочинять музыку, писал для хора и  оркестра.

Известные музыканты опекали Направника, Киттль нашел для него место второго дирижера во Франкфуртской опере, а профессор Пражской консерватории Морис Мильднер рекомендовал его князю Николаю Юсупову, приехавшему в Чехию «на воды».

В 1861 году по приглашению князя Юсупова  Эдуард переехал в Петербург, т.к. ему очень хотелось работать в России, где по 1863 год он был капельмейстером в оркестре князя. Он хорошо выучил русский язык, его талант открыл ему двери в музыкальный мир Петербурга. Он постоянно был в числе приглашенных у самых знаменитых особ.

И вот наступил звездный час в судьбе Направника!!!!  Ему повезло, что он оказался в нужном месте в нужное время.

Это произошло в Мариинском театре на опере «Руслан и Людмила».

В оркестровой яме царил хаос: не явился пианист оркестра, и Направника, сидящего в зале попросили  выручить оркестр, ведь он прекрасно играл с листа!   Эдуард Францевич, с безрассудством молодости, согласился и спас оркестр!

Это и стало поводом пригасить его в театр.

Так что музыкальная карьера Направника началась как будто благодаря случаю,  а на самом деле — потому что он был блестящим профессионалом.

В театре Направник нашел и свою любовь — Ольгу Эдуардовну Шредер, певицу-контральто.

К сожалению, выйдя замуж за Эдуарда, Ольга Шредер всю себя вынуждена была посвятить семье, в которой за 9 лет супружеской жизни родилось 5 детей.

С 1869 года Направника назначают Главным дирижером Мариинского театра. Глубоко восприняв русскую музыкальную культуру, он стал выдающимся оперным дирижером 19 века. Добивался строгой дисциплины коллектива оркестра и высокого мастерства исполнения, его дирижерская манера отличалась точностью и скупостью жестов.

Мариинский театр

В Мариинке раскрылся полный масштаб дарования Направника, он оказался в центре идейно-художественной борьбы за национальные идеалы, народность, реализм в искусстве. К тому же он обладал талантом интерпретатора русской музыки, правда, сочинения Глинки и Чайковского он понимал более глубоко, чем Римского-Корсакова.

Эдуард Направник был выдающимся просветителем в области музыкального искусства, особенно русского, стремительно продвигал все новое: под его управлением ВПЕРВЫЕ прозвучали величайшие оперы, созданные в 19 веке: «Каменный гость» Даргомыжского, «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством» Римского — Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского, «Демон» Рубинштейна. Возобновил «Руслана и Людмилу» Глинки. Это, практически, лучший русский классический оперный репертуар.

За годы деятельности Направника Мариинский театр прошёл большой творческий путь, достиг небывалых успехов.

Творчество Направника, как композитора, отличается жанровым разнообразием (оперы, романсы, симфонии, камерная музыка). Почти все его сочинения имели серьезный успех, но самый громкий успех имела опера"Дубровский", которая держалась в репертуаре уже советских театров до 80-х годов 20 века.Она написана в традициях музыки Чайковского. В заглавной партии блистали лучшие русские теноры мирового уровня Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский.

В 1879 году Направник был награжден орденом Св.Владимира 4-й степени (никто из музыкантов не получил эту высокую награду), затем он получил Станислава 2-й степени и Анну 2-й степени. Не каждый военный мог похвастаться такими отличиями. В 1888г. за заслуги перед Россией Эдуард Францевич был возведен в потомственное дворянское достоинство. Россия высоко оценила заслуги этого великого человека.

В последний раз Эдуард Францевич дирижировал 23 декабря 1914 года своей оперой «Франческа да Римини».Из-за слабого здоровья он вынужден был прекратить свою 50-летнюю музыкальную карьеру.

Направник скончался в 1916 году от заражения крови, после 4-х операций.Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой другого великого русского музыканта А.Рубинштейна. После Октябрьской революции семья Направника эмигрировала в Бельгию.

 

Источники:

Биографический энциклопедический словарь

Википедия

belcanto.ru

mariinsky.ru

А сегодня мы поговорим о композиторе и великом оперном дирижере 19 века, с которым связаны славные страницы расцвета русской культуры  — Эдуарде Францевиче Направнике. Благодаря его неустанной  и самозабвенной работе русская опера достигла небывалых высот! 

По национальности Направник — чех, его отец был школьным учителем, руководителем церковного хора и органистом.

Эдуард начал заниматься музыкой рано, именно музыка кормила его, когда он остался сиротой. Но родственники помогли ему продолжить обучение и с 1854 года он приступил к занятиям в Праге в Органной школе и в институте Майделя (класс фортепиано).

К сожалению ему не удалось поступить в Пражскую Консерваторию, но ее директор И.Ф Киттль высоко оценил природный музыкальный дар юноши. Киттль стал давать Направнику частные уроки теории и разрешил посещать занятия оперной музыкой. Молодой музыкант, как все настоящие таланты, с упорством и увлечением изучал оркестровку и капельмейстерское искусство, в чтении партитур ему не было равных. И продолжал сочинять музыку, писал для хора и  оркестра.

Известные музыканты опекали Направника, Киттль нашел для него место второго дирижера во Франкфуртской опере, а профессор Пражской консерватории Морис Мильднер рекомендовал его князю Николаю Юсупову, приехавшему в Чехию «на воды».

В 1861 году по приглашению князя Юсупова  Эдуард переехал в Петербург, т.к. ему очень хотелось работать в России, где по 1863 год он был капельмейстером в оркестре князя. Он хорошо выучил русский язык, его талант открыл ему двери в музыкальный мир Петербурга. Он постоянно был в числе приглашенных у самых знаменитых особ.

И вот наступил звездный час в судьбе Направника!!!!  Ему повезло, что он оказался в нужном месте в нужное время.

Это произошло в Мариинском театре на опере «Руслан и Людмила».

В оркестровой яме царил хаос: не явился пианист оркестра, и Направника, сидящего в зале попросили  выручить оркестр, ведь он прекрасно играл с листа!   Эдуард Францевич, с безрассудством молодости, согласился и спас оркестр!

Это и стало поводом пригасить его в театр.

Так что музыкальная карьера Направника началась как будто благодаря случаю,  а на самом деле — потому что он был блестящим профессионалом.

В театре Направник нашел и свою любовь — Ольгу Эдуардовну Шредер, певицу-контральто.

К сожалению, выйдя замуж за Эдуарда, Ольга Шредер всю себя вынуждена была посвятить семье, в которой за 9 лет супружеской жизни родилось 5 детей.

С 1869 года Направника назначают Главным дирижером Мариинского театра. Глубоко восприняв русскую музыкальную культуру, он стал выдающимся оперным дирижером 19 века. Добивался строгой дисциплины коллектива оркестра и высокого мастерства исполнения, его дирижерская манера отличалась точностью и скупостью жестов.

Мариинский театр

В Мариинке раскрылся полный масштаб дарования Направника, он оказался в центре идейно-художественной борьбы за национальные идеалы, народность, реализм в искусстве. К тому же он обладал талантом интерпретатора русской музыки, правда, сочинения Глинки и Чайковского он понимал более глубоко, чем Римского-Корсакова.

Эдуард Направник был выдающимся просветителем в области музыкального искусства, особенно русского, стремительно продвигал все новое: под его управлением ВПЕРВЫЕ прозвучали величайшие оперы, созданные в 19 веке: «Каменный гость» Даргомыжского, «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством» Римского — Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского, «Демон» Рубинштейна. Возобновил «Руслана и Людмилу» Глинки. Это, практически, лучший русский классический оперный репертуар.

За годы деятельности Направника Мариинский театр прошёл большой творческий путь, достиг небывалых успехов.

Творчество Направника, как композитора, отличается жанровым разнообразием (оперы, романсы, симфонии, камерная музыка). Почти все его сочинения имели серьезный успех, но самый громкий успех имела опера"Дубровский", которая держалась в репертуаре уже советских театров до 80-х годов 20 века.Она написана в традициях музыки Чайковского. В заглавной партии блистали лучшие русские теноры мирового уровня Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский.

В 1879 году Направник был награжден орденом Св.Владимира 4-й степени (никто из музыкантов не получил эту высокую награду), затем он получил Станислава 2-й степени и Анну 2-й степени. Не каждый военный мог похвастаться такими отличиями. В 1888г. за заслуги перед Россией Эдуард Францевич был возведен в потомственное дворянское достоинство. Россия высоко оценила заслуги этого великого человека.

В последний раз Эдуард Францевич дирижировал 23 декабря 1914 года своей оперой «Франческа да Римини».Из-за слабого здоровья он вынужден был прекратить свою 50-летнюю музыкальную карьеру.

Направник скончался в 1916 году от заражения крови, после 4-х операций.Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой другого великого русского музыканта А.Рубинштейна. После Октябрьской революции семья Направника эмигрировала в Бельгию.

 

Источники:

Биографический энциклопедический словарь

Википедия

belcanto.ru

mariinsky.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *