Принц Венеции. Первая часть

Блистательный, искрометный, гениальный  Принц Венеции — Маэстро Вивальди!

Антонио Лучио Вивальди (1678—1741 гг.) — один из крупнейших представителей эпохи барокко, итальянский композитор, скрипач-виртуоз, дирижер, педагог, католический священник.  Уже при жизни получил широкую популярность в Европе. Пышные постановки его опер в Венеции, Мантуе и Вене имели большой успех. Антонио Вивальди вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки.

Детство Вивальди связано с Венецией, где в соборе Св. Марка работал скрипачом его отец. В семье было 6 детей, из которых Антонио был старшим. Еще в детском возрасте он достиг совершенства в игре на скрипке, а с 17оз г. уже возглавил оркестр и хор венецианской консерватории «Делла Пьета». Официально он числился мастером скрипки, в 1704 году к существующим обязанностям получил обязанности учителя альта. Служба отца в церковном соборе и контакты с духовенством повлияли на выбор дальнейшей карьеры юного Антонио. Он принял решение стать  священнослужителем, и это вполне объяснимо, так как в Италии тех времён являлось привычным делом совмещение духовной и музыкальной карьер.

Антонио было только 25 лет, когда он начал работать в «Ospedale della Pietà». Именно там он сочинил большинство своих крупных произведений в течение последующих 30 лет. Вивальди писал концерты, кантаты, а также вокальную музыку на библейские тексты для учащихся. Эти сочинения, число которых превышает 60, разнообразны: они включают в себя сольные песнопения и крупномасштабные хоровые произведения для солистов, хора и оркестра. Он должен был сочинять новую ораторию или концерт к каждому празднику, а также учить сирот теории музыки и игре на определенных инструментах. 

Вивальди начал свою карьеру как оперный композитор. В 1713 году он написал свою первую (трёхактную) оперу «Оттон на вилле», премьера которой состоялась 17 мая того же года на сцене провинциального Театро делле Грацие в Виченце. В биографии Вивальди мы знаем разные творческие периоды. Многие исследователи считают наиболее продуктивным именно венецианский период творчества — с 1713 по 1718 год, когда им за 5 лет было написано 8 опер.

В 1718 году Вивальди был предложено новое престижное место в качестве капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора города Мантуи. Он переехал туда и в течение трёх лет сочинил еще несколько опер. В 1721 году композитор был в Милане, где он представил драму «Сильвия». Он вновь посетил Милан в следующем году с ораторией «Поклонение волхвов». В 1722 году Вивальди переехал в Рим, где поставил свои оперы нового стиля. А папа Бенедикт XIII пригласил Вивальди играть для него. В 1725 году Вивальди вернулся в Венецию и в том же году написал ещё четыре оперы.

В течение этого периода Вивальди написал четыре скрипичных концерта, каждый из которых соответствует четырём временам года и изображает сцены, подходящие для каждого сезона. Трое из концертов являются оригинальной концепцией, в то время как первый, «Весна», заимствует мотивы Sinfonia из первого акта его одновременной оперы «Гиустино». Вдохновением для концертов, вероятно, послужила местность вокруг Мантуи.

Эти концерты оказались революционными в музыкальной концепции: в них изображены течение ручьёв, пение птиц (различных видов, каждый конкретно характеризуется), лай собак, шум комаров, плач пастухов, бури, пьяные танцоры, тихие ночи, охота со сторон обоих охотников, катание на коньках детей и потепление зимних вечеров. Каждый концерт связан с сонетом, в котором, возможно, Вивальди описывал сцены, изображенные в музыке.

Концерты были опубликованы в Амстердаме в 1725 году. Так появился знаменитый цикл «Времена года» — ранний образец симфонической программной музыки, правильное название которого — «Четыре времени года». Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан-Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте.

Прогрессивный оперный стиль Антонио Вивальди причинил ему немалые проблемы с более консервативными музыкантами, например, такими как Бенедетто Марчелло— магистрата и музыканта-любителя. Его статья под названием «Il Teatro Alla Moda» (1720) осуждает Вивальди и его оперы, хотя не упоминает его непосредственно в тексте. Но на обложке статьи была изображена лодка (Сант-Анджело), на левом конце которой стоит маленький ангел в шапке священника и играет на скрипке — прямой намек на Антонио.

Приехав  Мантую Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро, дочерью французского парикмахера. Это знакомство оказало большое влияние на последующую судьбу Вивальди. В своих посланиях к драматургу Карло Гольдони Вивальди представляет ему Анну Жиро как свою «прилежную ученицу». По мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит большая заслуга в становлении Анны как оперной певицы. Это вполне вероятно, так как итальянские оперные композиторы обычно в совершенстве знали секреты вокальной техники.

Анна Жиро и Паулина

Современники отзывались об Анне как об искусной и одухотворенной певице с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом. Карло Гольдони писал, что «она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У неё был небольшой голосок, но несомненное актёрское дарование».

Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, которая стала своего рода медицинской сестрой композитора и приняла на себя заботы о здоровье композитора, болевшего бронхиальной астмой ( от нее он и скончался). 

Маэстро Вивальди написал более 40 опер, большинство на либретто великого Карло Гольдони. В письме, написанном в 1737 году своему покровителю маркизу Бентивольо, он ссылается на то, что написал «94 оперы». Однако было обнаружено лишь около 50 опер Вивальди, и никакой другой документации об остальных операх не существует.

 

Все-таки главной областью  творчества композитора была инструментальная музыка. Ему принадлежат 517 концертов для различных инструментов. Центральное место среди них занимают скрипичные сочинения.  Оркестровая музыка Вивальди отличается яркой живописностью, народным колоритом (таков, например, цикл из 4-х концертов «Времена года» — ранний образец симфонической программной музыки).

Наивысшего расцвета в своем творчестве Вивальди достиг жанр concerto grosso. В своих многочисленных партитурах композитор впервые применил гобои, валторны, фаготы в качестве самостоятельных инструментов, а не дублирующих. К числу известнейших работ Маэстро принадлежат его духовные сочинения ( Gloria Stabat Mater, Magnificat и др.). В наше время многие произведения Вивальди входят в обязательный учебный репертуар юных скрипачей.

Продолжение во Второй части. 

Анна Касаткина.

Подписывайтесь на наш сайт, слушайте и восхищайтесь музыкой гениального маэстро Вивальди!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *