Барокко.Часть 7. Триумф Короля и Садовника

ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ «ВЕРСАЛЬ».

Вершиной творчества, истинным триумфом французских мастеров 17 века стал грандиозный по королевскому замыслу, архитектурным, интерьерным и ландшафтным решениям дворцовый и садово-парковый ансамбль мирового значения — «Версаль». История Версальского дворца начинается со скромного охотничьего замка, возведённого по желанию Людовика 13 из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази, чья семья владела землями с 14 века.   

В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа парижского Жана-Франсуа де Гонди. Трианон — это деревня поблизости от Версаля, выкупленная королём Людовиком 14 за 42 000 ливров. Её земли были присоединены к садам и паркам Версаля. Именно на этой территории были построены дворцы Большой и Малый Трианон. В Большом Трианоне летними вечерами Людо­вик XIV принимал гостей.

Малый Трианон — небольшой дворец- был подарен Марии-Антуанетте ее мужем Людовиком 16, когда ей было 18 лет. «Итак, вы любите цветы?» – Однажды, как бы невзначай,  спросил  король Людовик 16 свою  юную супругу во время прогулки по садам Версаля.«Да, Сир!» – ресницы  Марии-Антуанетты вспорхнули  в удивлении.
«Что ж, у меня есть один букет для Вас»! –  Людовик махнул платком в сторону  Малого Трианона... Этот миниатюрный «волшебный дворец» привел молодую королеву в неописуемый восторг.

После ужасных событий Фронды (восстание дворянства и народные бунты во время малолетства короля) Людовик 14 посчитал королевский дворец Лувр небезопасным для себя и своей семьи, именно поэтому молодой король решил построить новый дворец за чертой города. Правда, исторические источники называют три разные причины создания Версаля, вполне возможно, что все они верны. Первый вариант я уже назвала. Второй вариант — Людовик 14 решил соорудить дворец для своей подруги сердца Луизы де Лавальер. Но была и третья, на мой взгляд наиболее весомая, причина — личность самого Короля.

Людовик 14 прославился как монарх, строивший совершенное государство, в основу которого он закладывал культуру идеала во всем.«Государство – это я» – фраза, которая характеризует всю эпоху правления короля Людовика 14. В то время Франция была страной, идеально рассчитанной и расчерченной по линейке, и представленной в виде точно действующего механизма. Жесткий этикет, ритуальность и театральность постановки любого действа  выражалась во всем — от проведения придворных баллов до военных сражений, например, офицеры враждующих армий должны раскланяться друг с другом перед обменом ударами.

Король в этом спектакле являлся главным действующим лицом, и ему были просто необходимы декорации масштаба, соответствующего его личности и представлениям о королевском величии, воле и власти. Именно для этого и должен был послужить блистательный Версаль со своим ансамблем, состоящим из роскошного дворца, невиданных по красоте и ландшафту парка и садов.

Версаль овеян огромным количеством легенд, загадочных и таинственных историй, описан во многих и многих романах: любовные истории, фаворитки и фавориты, взлеты и падения, интриги, заговоры, исторические события, торжества и грандиозные праздники... Чего только не происходило в его золоченых интерьерах, королевских садах и парках! Он, как и его легендарный господин, приобрел славу мифического Героя.

Итак, с 1661 года 23-летний Людовик приступил к строительству Версаля в качестве новой Королевской резиденции. Знаменитые мастера, которых Людовик 14, арестовав Фуке, забирает из Во-ле-Виконт , получили задание: создать неслыханный по красоте дворцово-парковый ансамбль, который отражал бы все величие французского короля!

Луи Лево — главный архитектор Версаля, Шарль Лебрен — королевский живописец, декоратор, создавший придворный стиль Людовика 14, отвечавший за внутреннюю отделку дворца, Андре Ленотр — главный королевский садовник и ландшафтный архитектор, а также множество их талантливых помощников -  приступили к масштабным работам в Версале. Эти выдающие мастера, творившие каждый в своем направлении, создавали по замыслу Людовика 14 единый дворцово-парковый ансамбль. Позднее, Луи Лево сменил Жюль-Ардуэн Монсар. Так началась новая история Версаля.

 «ВЕРСАЛЬ» — ВОПЛОЩЕНИЕ ЗАМЫСЛА... 

«Любовь к славе, бесспорно, стоит на первом месте в моей душе», — сказал Людовик 14. Версаль стал жемчужиной французской архитектуры и ландшафта. Этот дворцовый комплекс был призван выразить все величие «Короля-солнца». Монарх позволял посещать свою резиденцию даже простолюдинам, считая ее гордостью страны и своего королевского гения. 

ДВОРЕЦ. 

Версальский ансамбль называют одним из чудес света. Но это чудо — результат творчества людей: короля, архитекторов, садовников, художников и тысяч других специалистов-мастеров. 36 000 человек в поте лица работали на строительстве Версаля. Согласно записям тех лет, дворец обошёлся государству в «15 228 287 ливров, 10 су и 3 денье». Ставя затраты в соотношение с госбюджетом Франции в 17 веке и пересчитав их на современные деньги, получается баснословная сумма — 260 миллиардов евро, половина из которых потрачена на оформление интерьеров.

Король Людовик 14 обожал роскошь. Размеры дворца были огромны. Внутри Людовик выставил все богатства королевской знати, которые символизировали могущества французской короны. План дворца был начерчен по строгим расчетам. Но короля сковывали античные каноны– ему больше импонировал динамичный итальянский барокко, что привело в итоге к смешению стилей. Поэтому часто стиль Людовика 14 называют «версальским».

В больших залах и многочисленных спальнях находятся великолепные фрески и картины самых лучших художников того времени: Веронезе, Караваджо, Ван Дейка, Николя Пуссена, Гвидо Рени, Жозефа Парроселя и других; потолки, полы, стены и двери украшены резьбой по дереву и мраморными узорами, богатыми коврами. В залах находились скульптуры, посвященные божествам. Для своего тронного зала Людовик выбрал комнату, посвященную богу Солнца Аполлону. Уникальным является зал зеркал размером 30 х 17 метров.

Все зеркальные пластины тщательно отполированы и доведены до блеска. В окончательном варианте, уже после смерти Людовика 14 в 1715 году, общая площадь дворцовых помещений, не включая парка, составила около 67 тысяч квадратных метров. В нём было установлено 2 тысячи окон, 70 лестниц, 372 статуи. Всего Версаль насчитывает около 700 комнат различного предназначения.

Был еще один основополагающий подход в создании Версальского ансамбля, в котором Король и Садовник были едины во мнении. Они считали, что Версальский ландшафт не должен являться дополнением к зданию дворца.  У дворца и парка должны быть равные позиции, они должны составлять единое целое. Впервые здесь был сформирован грандиозный, пространственно целостный дворцово-парковый ансамбль.

САДЫ И ПАРКИ. КОРОЛЬ И САДОВНИК.

Парк для Людовика 14 и его любимого Садовника Андре Ленотра представлял такую же значимость, как и сам дворец. Главным символом садов и всего комплекса было Солнце — символ Людовика 14, олицетворенное статуей Аполлона в главном фонтане садов: «Виды и перспективы, как со стороны дворца, так и на него, уходили в бесконечность. Король властвует над природой, показывая в садах не только своё верховенство над территориями, но также и над придворными и подданными». И то, что Версаль был воздвигнут на болотистой местности тоже являлось своего рода победой монархии над природой и окружающим ее миром.

Контрастируя с роскошным перспективным видом, простирающимся до горизонта, сады были полны сюрпризов — фонтаны, боскеты, наполненные скульптурными работами, придавали садам уютный и маломасштабный вид, образовывая укромные уголки. Замыслом гениального Ленотра сады разбиты вдоль осевой линии восток-запад, следуя движению солнца: Солнце озаряло на восходе Двор Славы, освещало Мраморный двор, переходило через дворец, освещая спальню Короля-Солнца, а садилось за дальней стороной Большого канала, отражаясь в зеркалах Зеркальной галереи. Ленотр демонстрирует качественно новый подход к планированию и объединению территорий, немыслимо смелое  использование громадных пространств, протяженность которых кажется бесконечной.

Невыразительный и  заболоченный ландшафт Версаля был превращен гением Андре Ленотра в настоящее произведение барочного искусства, захватывающее грандиозностью замысла и разнообразием его выражения. Масштабы были действительно королевские! Во времена Людовика 14 сады Версаля занимали более 8000 га: так называемый Малый парк, примкнувший к дворцу с запада, охватывал территорию около 1740 га. Продолжающий его далее на запад Большой парк — лесопарк с широкими аллеями, занимал 6600 га. Количество гостей на праздниках здесь достигало фантастической цифры — 200 тысяч человек.

В садах Версаля Людовик 14 устраивал различные торжества, например, семидневное торжество с церемониальными проходами, постановкой комедий, балетов и устройством пышных фейерверков. В садах Версаля находился водный театр, украшенный фонтанами и статуями юных богов (разрушено между 1770 и 1780 годами). Были построены полноразмерные корабли для прогулок по Большому каналу, а в саду был устроен танцевальный зал под открытым небом, окруженный деревьями, также там соорудили водный орган, специальный лабиринт и грот.

Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от дворца. Сегодня сады Версаля занимают площадь более  900 гектаров, на которых произрастают более 350000 деревьев. Причём вся эта территория абсолютно ровная, и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно. Здесь  предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией». На Большом канале Людовик XIV проводил экстрава­гантные приемы на лодках. Здесь же, в пави­льоне «Маленькая Венеция», он держал гондолы, подаренные ему Венецией.

ОСОБЕННОСТИ ПАРКОВОГО КОМПЛЕКСА.

Ленотр так спланировал парк Версаля, чтобы его аллеи, если смотреть на них с верхних этажей дворца, расходились из центра, подобно солнечным лучам. На начальном этапе работ нужно было вырыть каналы и построить водопровод.  Учитывая, что обеспечить водой нужно было более пятидесяти фонтанов и прудов, работа эта была непростая – и акведука, который изначально был построен, оказалось недостаточно. После проб и ошибок была создана гидравлическая система, в которую вода поступала из протекающей неподалёку Сены.

Фонтаны. От помпезных много-­ярусных сооружений до спокойной зеркальной глади — фонтаны присут­ствуют здесь в изобилии. До появления современных систем водоснабжения сады Версаля служили полигоном для воплощения самых инновационных, идей водоснабжения. Уже в XVII веке вода для фонтанов и полива растений подавалась в накопительные водоемы с помощью водокачек на ветряной и конной тяге.

Оранжерея и огород были созданы в 1683 году юристом по профессии Жаном Ла Кентини, занимавшим должность Директора королевских садов и огородов, для выращивания свежих фруктов и овощей. Людо­вик 14 очень любил апельсины, являвшиеся деликатесом, и построил Оранжерею, чтобы выращивать свои собственные.  Он также очень гордился своим Огородом. Как писал один из придворных: «...король прогуливался в своих садах и в огороде, где он разрешил собирать и кушать фрукты всем кто сопровождал его». 

Поскольку Людовик 14 сильно любил инжир, Ла Кентини  устроил в огороде отдельную фиговую рощу: специальный сад в углублении, укрытый от зимних осадков, благодаря чему он получал первый урожай инжира уже в середине июня. Также у него были созданы: отдельные участки для дынь и арбузов; три огорода для «пряной зелени, огурцов и других зелёных листьев»; отдельный сад для земляники и вишни. Было построено здание для укрытия на зиму 700 кадок с инжиром, и урожай любимых фруктов короля собирали на протяжении 6 месяцев в году. Ла Кентини культивировал 50 сортов грушевых деревьев и 20 сортов яблок, а также 16 различных сортов салата-латука.

В годы правления Короля-Солнца Огород являлся очень крупным «предприятием». Он окружён высокой стеной, за которой устроены 29 огороженных садов, где высажены овощи и фруктовые деревья.  Для ухода за садовыми участками, теплицами и 12 000 деревьями требовалось 30 опытных садовников.  

Вообще, Людовик 14 знал толк в еде. Именно во времена Людовик XIV зародилось понятие, которое сейчас принято называть «французская кухня». На пирах у короля гостям подносились изысканные и удивительные кушанья. Один из его сановников как-то написал в своём дневнике: «Его величество изволили съесть за один присест голову молочного поросенка, суп из каплуна, паштет из дюжины горлиц, жареного карпа, сто креветок, двух камбал и целый вазон сухофруктов». Устраивать соревнования по обжорству – было одним из любимых развлечений Людовика XIV.

Современники свидетельствуют, что до сорока лет Король Солнце страдал обжорством и поглощал огромное количество пищи. В последствии его вторая супруга посадила короля на жесткую диету, может быть поэтому он прожил до 76 лет.

Малый Трианон и Ле Амо де ла Рен — ферма Марии-Антуанетты. В наследство от Людовика 14, мадам де Помпадур и Людовика 15 Марии-Антуанетте достался прекрасный ботанический сад с редчайшими видами растений, дендрарий и рощи фруктовых деревьев, простирающиеся за владениями Малого Трианона. Мария-Антуанетта возродила для себя беспечный мир детства в своем новом Трианоне. Здесь звучала музыка, слышался смех и веселые голоса  очаровательных женщин и мужчин, устраивались бесконечные праздники. 

Приняв близко к сердцу роль и судьбу пастушки, Мария-Антуанетта решает создать в поместье большую игрушку в натуральную величину — свою собственную Деревеньку Королевы (Ле Амо де ла Рен), где она сможет преображаться в желанную роль. Это был мир грез Марии-Антуанетты, с танцевальным залом, построенным в виде амбара и про­сторной биллиардной. 

Дворцовый парк Версаля воплощает истинный дух абсолютизма. Король и Королевский садовник превратили его в крупнейший в Европе садово-парковый комплекс.  В 1830 году весь архитектурный комплекс Версаля получил статус музея, а в 1837 году в нем открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории.

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА АНДРЕ ЛЕНОТРА .

Влияние гениального Андре Ленотра и его школы на последующее развитие ландшафтного искусства сложно переоценить. Особенно ярко он проявил себя в Версале, но помимо всего перечисленного в этой и предыдущей статье ",  Ленотр участвовал еще в планировке садов Шато де Медон по заказу военного министра Людовика 14 маркиза де Лавуа. 


Андре Ленотр в преклонном возрасте

Последней работой Андре Ленотра на королевской службе стало его участие в планировании дворца Марли. Однако, этим Ленотр тоже не ограничился. Слава его была велика! Его привлекали для работы в других странах и в качестве советника-консультанта, и проектировщика!

Известные английские мастера Уайз и Роз, создавшие регулярные парки в Хемптон Корте, Гринвиче и других местах, считали себя его учениками. Ленотр является одним из авторов проектов Сент-Джеймского парка в Лондоне и Гринвичского парка.

Он консультировал работы во дворце Шарлоттенбург и в шато Кассель в Германии, а также в Виндзорском замке в Англии. Черты преемственности  выявляются и в работе Шарбонье — парке Геррегаузен, в  работах его немецкого последователя Жерара в Аугсбурге, а также в произведениях Эрлаха в дворцово-парковом ансамбле Шенбрунн.  Из-за этих консультаций у него даже была размолвка с его царственным другом — Людовиком 14.

Андре Ленотр умер в возрасте 87 лет (для того времени это очень много), прожив насыщенную творчеством жизнь. Он принес Франции и Людовику 14 настоящую славу. создав истинные шедевры садово-парквого искусства!

Сады Версальского дворца, созданные Андре Ленотром в период между 1662 и 1700, являются самым выдающимся образцом французского регулярного сада и самыми крупными садами в Европе. Ведь не случайно этот ансамбль не раз пытались копировать многие европейские монархи.

Совершенно очевидна связь с Версалем и дворцово-парковых ансамблей под Санкт-Петербургом. В 1717 году Российский Император Петр Первый, во время своего визита во Францию, останавливался в Большом Трианоне. Он предметно изучал устройство Версальского дворца и парков, что безусловно и послужило ему источником вдохновения при создании блистательного и грандиозного по замыслу Петергофа.

Анна Касаткина.

Подписывайтесь на наш сайт, ставьте лайки, делитесь в ленте и в группах. Обязательно пишите отзывы, нам очень важно ваше мнение!

P.S. Когда я начинала писать эту статью, я планировала посвятить ее теме «Версаль и Андре Ленотр», т.к. хотела подробно рассказать о том, как садовник создавал шедевр Версальского парка. Но другой персонаж настойчиво вмешался в ход повествования, нарушив стройный план и пытаясь занять как можно больше места.

И это был...Людовик 14, который отбил у Ленотра большую часть публикации. Король, он везде Король! Поэтому, я решила написать об этом незаурядном и необыкновенном человеке большой материал и рассмотреть его жизнь с самых разных сторон. Сам напросился! Ждите новых публикаций. Но тема «Блистательное барокко» тоже будет продолжена, независимо от Его Величества! Читайте Золотой маятник, подписывайте родственников, детей, друзей и знакомых...  

Рекомендую вам интересную книгу «Повседневная жизнь Версаля при королях». Она принадлежит перу французского писателя и историка Жоржа Ленотра (1857–1935), по родословной линии его бабушки — потомка знаменитого Андре Ленотра! 

Смотрите художественный фильм о Ленотре — «Версальский роман».


Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/versalskiy-dvorets.html

https://sadik.ru/blog/sady-versalya

 https://kulturologia.ru/blogs/051017/36222/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *