Барокко.Часть 6. Королевский садовник — Андре Ленотр

«Я думал лишь о чести и славе Франции». Андре Ленотр.

 Андре Ленотр — самый именитый и знаменитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве не только 17 века, но и последующих веков. Это можно сказать со всей уверенностью. Этот ландшафтный мастер приобрёл большую благосклонность короля Людовика 14, который называл его «наш добрейший Ленотр», в результате чего королевский садовник имел очень широкую известность и почет при дворе.

Однако, Ленотр, благодаря влюбленности в свое дело и колоссальной загруженности, предпочитал держаться в стороне от придворных интриг. Он сосредоточился на служении королю, также сильно, как и его садовник, увлечённому садово-парковым искусством.

Еще при жизни, за свою работу при Людовике 13 и Людовике 14, Андре Ленотр был удостоен многих наград, даже почетного ордена Святого Михаила и звания кавалера Ордена Святого Лазаря. В 1675 году, по достижении 62 летнего возраста, Ленотр был возведён королём в дворянское достоинство.  Ему первому из придворных было дано официальное разрешение не покидать своего портшеза во время деловых встреч с Людовиком 14, что было величайшей честью в те далекие времена. 

Ленотр служил Главным садовником Людовика 14 почти 50 лет — с 1645 по 1693 год. Созданные им сады и парки превратились в символы французского величия и рациональности, установив и закрепив моду в ландшафтной архитектуре Европы вплоть до появления в 18 веке английского пейзажного парка.

Биография и судьба Андре Ленотра.

Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Париже. Его дед и отец были садовниками: Пьер Ленотр (дед), являлся старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа, Жан Ленотр (отец) был главным садовником  при королевском дворце Тюильри. Они оба занимались устройством садов Тюильри, обустраивали другие усадьбы французских королей. Дом его семьи находился непосредственно в Тюильри и Андре, всё своё детство наблюдавший за процессами возделывания садов, быстро освоил теоретические и практические основы садоводства.

Он изучал математику, живпись и архитектуру, затем учился законам перспективы и оптики в художественной мастерской Симона Вуэ — первого художника Людовика 13. Там он познакомился и подружился с художником Шарлем Лебреном. Он изучал античное искусство и теорию представления предметов на плоскости, а также в течение нескольких лет был учеником архитектора Франсуа Мансара, что в значительной степени повлияло на формирование его взглядов и вкусов в творчестве.

Садово-парковое искусство Андре постигал непосредственно под руководством отца, впоследствии передавшего ему свою должность Главного садовника Тюильри.  С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и, одновременно, уже проектирует оранжерейный сад в Фонтенбло.

Необыкновенно успешным проектом Андре Ленотра стал парк знаменитого дворца королевского министра Николя Фуке Во-ле-Виконт, который Ленотр создал за четыре года. Именно здесь впервые он продемонстрировал свое искусство создания регулярного парка: регулярный стиль перешел от камерности итальянских вилл к архитектурной четкости запланированной перспективы к масштабным объемам так называемых боскетов — зеленых дворцов и комнат.

Николя Фуке — суперинтендант финансов Франции в ранние годы правления Людовика 14, один из самых могущественных и богатых людей Франции. Приобрёл титулы виконт де Мелён и де Во, маркиз де Бель-Иль. Построил себе дворец Во-ле-Виконт, ставший вехой в истории европейской архитектуры. Приступив к работам над замком в 1657 году, Фуке нанимает архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрёна и  ландшафтного архитектора Андре Ленотра. В этом творческом коллективе Ленотр отвечал за планирование земельного участка, симметричное расположение партеров, прудов и аллей, гравийных дорожек.

Работы над садом были завершены к 1661 году, когда Фуке устроил в замке шикарные празднества в честь короля, чем вызвал черную зависть не только у придворных, но и у самого самодержца! Людовик решил арестовать Фуке во время празднества, но королева-мать, Анна Австрийская, упросила его повременить с этим. И король, взбешенный роскошью приема в Во, прощаясь с суперинтендантом, ограничился знаменитой фразой: «Господин Фуке, ждите от меня известий…

И всего лишь три недели спустя, 10 сентября 1661 года, Фуке арестовали по обвинению в расхищении государственных средств, а его художники и ремесленники были приглашены на службу королю в Версале. Людовик 14 забрал из Во-Ле-Виконта всё: не только архитекторов и художников, но и мебель, и живопись, и скульптуру. Триумф министра поразил его сердце настолько, что он сделал все, чтобы этот ансамбль потерял свое уникальное лицо.

Возвращаясь к нашему герою Андре Ленотру, необходимо сказать, что в Во-Ле-Виконт мастер впервые показал возможности своей системы регулярного сада, который теперь называют французским. Он показывает эффект пространственной игры на плоском рельефе. Композиция парка вырастает на единой поверхности без резких перепадов. Здесь нет ощущения живописной, свободной природы, которое появится в английских парках, и нет разнообразия рельефа, как в итальянских.

В 1657 г. Андре Ленотр становится Генеральным контролером королевских построек. В период 1660-х годов им создается ряд блистательных проектов дворцовых парков в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие. Интересно, что Ленотр крайне редко переносил на бумагу свои идеи или соображения по устройству садов. Он выражал свой внутренний мир исключительно на практике — воплощая в реальности свои великие творения.

В 1640 году Андре Ленотр женился на Франсуазе Ланглуа. У них родилось трое детей, но все они умерли в младенческом возрасте. Ленотр имел собственный дом в Версале, но жил в отдельном строении с садом, расположенном непосредственно у северо-восточного фасада дворца Тюильри. Там он провел и свои последние годы, дожив до 87 лет. Будучи очень известным и богатым человеком, Ленотр отличался простотой в обхождении и доступностью, с радушием и участием относился к начинающим мастерам, всячески помогал им. 

По праву Андре Ленотр считается первым архитектором в европейской истории, который занимался архитектурой парков. Он создал классическую систему построения обширного регулярного «французского парка», в котором расстилающийся перед дворцом партер с узорными газонами, зеркалами водоемов, фонтанами и четкая сеть прямых аллей завершаются далекими видовыми перспективами самого парка.

Использование видовых перспектив, как в садовом искусстве, так и в градостроительстве, стал визитной карточкой Андре Ленотра. Позднее, он внес большой вклад в практику градостроительства: расширил аллеи Тюильри в западном направлении, где позже появилась улица Елисейские поля, активно участвовал в проекте по созданию исторической оси Парижа.

«Я думал лишь о чести и славе Франции!» — так выразил свое отношение к собственному творчеству королевский садовник  Андре Ленотр.

Продолжение темы в «Барокко. Часть Седьмая».
Анна Касаткина.
Подписывайтесь на наш сайт, делитесь с друзьями, пишите свои комментарии.
Художественный фильм об Андре Ленотре — «Версальский роман»

Источники:

https://rehouz.info/stil-barokko-v-arhitekture/

http://www.c-cafe.ru/days/bio/34/022_34.php

https://ru.wikipedia.org/wikihttps://biography.wikireading.ru/207647

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *