Барокко — эпоха королевской роскоши... Начало. Часть первая

Барокко! Барокко! Барокко! Блистательная эпоха красоты и творчества, пышности форм, богатства замыслов и смыслов, эпоха гениев и талантов!

Как давно я увлекаюсь и восхищаюсь этим сказочным стилем! Мир барокко абсолютно неисчерпаем, наполнен красотой  и творческим самовыражением многих и многих больших и маленьких мастеров, а сколько загадок, тайн, легенд возникло в эту эпоху и продолжает существовать в нашем времени ! Какие блестящие имена я назову и какие портреты покажу, какую архитектуру и живопись вы увидите, какую музыку вы услышите!!! А мода эпохи барокко, как и музыка, отдельный и необыкновенно содержательный разговор...

 

Я работаю над серией статей «Барокко — эпоха королевской роскоши...» пока только 2 месяца, но кажется — я уже живу в ней. Пока намечено 6 частей, но я не удивлюсь, если появятся и 7, 8... Выбирайте сами, какие темы вам интересны, потому что барокко — это волшебный ларец, в котором есть все-все, на любой вкус. Как это важно в нашу эпоху минимализма и ограниченности. Не останавливайтесь на прочтенном, много знаний, так же, как и красоты — не бывает. Погрузитесь в барокко, расширяйте свои познания об этом времени, ищите новую информацию, сейчас это просто — в один клик! Наслаждайтесь и творчески обогащайтесь. Моя статья — это только начальный стимул. Милости прошу в ЭПОХУ БАРОККО!

Когда погружаешься в эпоху барокко, то начинает казаться, что в это время во всех видах искусства, культуры и науки творили самые одаренные и талантливые люди, обладающие необыкновенными и всевозможными способностями, навыками, умениями в смысле самовыражения и создания нового. Барочная эпоха породила громадное количество гениев! Барокко — это полный силы и блеска фонтан творческой энергии, благодаря мощи которой многими выдающимися людьми были легко и свободно созданы лучшие, вне рамок ограничений, творения! Как будто открылся некий Божественный источник доселе неизвестных знаний и творческих озарений! 

Бал эпохи барокко

В это время создаются творения общечеловеческой и абсолютно вневременной ценности. Возникновение барокко связывают с угасанием эпохи Ренессанса, а я бы сказала, что эпоха Ренессанса подарила нам своего ребенка — Барокко, дав талантливым мастерам во всех видах творчества свободу самовыражения, открыв им новый источник вдохновения и жизни, показав им новое направление: отказавшись от представлений о классической гармонии и строгом миропорядке, творцы сосредоточились на бурном противостоянии разума и чувств. В центре их внимания оказываются силы стихий, экспрессия, мистицизм, насыщенность всем: новыми идеями и смыслами, мелодическим изыском, цветом, формами и деталями. Формируются новые критерии, основы...

 

Генрих Вельфлин

Одной из первых и интереснейших монографий на тему барокко является книга швейцарского писателя, теоретика, историка искусств, искусствоведа — Генриха Вельфлина  «Ренессанс и барокко», в которой он пишет, что барокко занимало период между Ренессансом и Классицизмом, поясняя, что поздняя версия барокко называется Рококо. Характерными чертами барокко Вельфлин называет живописность и страстность.

Австрийский историк искусств Макс Дворжак выделил из раннего барокко маньеризм, от итальянского термина maniera, манера. Маньеризм определяют  как западно-европейский литературно-художественный стиль 16 — 17 веков, который характеризуется утратой гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Я не могу не упомянуть о маньеризме, хотя согласна с точкой зрения тех исследователей, которые считают его просто ранней фазой барокко.  Эрвин Панофский, немецкий и американский историк и  теоретик искусства, тоже говорит о Барокко, как о продолжении Ренессанса.

Ювелирные изделия из барочного жемчуга

Барокко (итал.barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт.pérola barroca (, если дословно «жемчужина с пороком»). Наиболее распространенная версия происхождения слова «барокко» отправляет нас к португальскому языку — La perola barroca — жемчужина неправильной формы. Несмотря на португальское происхождение термина «барокко», родиной этого стиля является, конечно, Италия.

Итак, стиль барокко зародился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать «началом шествия западной цивилизации». В Риме и Флоренции, главных центрах классической итальянской архитектуры, наблюдается наибольшее разнообразие стилей и форм барокко. Главными образцами искусства эпохи являются многочисленные дворцы и церкви этих городов.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию разных видов искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория). Одновременно существует и тенденция к предельному развитию и независимости отдельных жанров, например, в музыке: кончерто гроссо, соната, сюита. В эпоху барокко в искусстве и культуре нет застывших форм, ничего не стоит на месте, все бурно развивается...

Время барокко. Бог. Человек. Просвещение.

Барокко, безусловно, тяготеет к торжественному «большому стилю», отражает представления людей того времени о сложности, многомерности, многообразии  и изменчивости мира.

Микеланджело. Фреска Адам в Сикстинской капелле.

Как идея Божественного для барокко характерен деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как Великий Мастер создает свое Великое Произведение. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, «сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной».

 

Далее в обширное и результативное созидание включился сотворенный Великим Мастером по своему подобию человек, наделенный для этого всем необходимым: сознанием, разумом, чувствами, эмоциями, в сути которого — тяга к постижению знаний, развитию личности и творчеству. Таковы были взгляды барочных идеологов.

Поэтому, идеологи того времени призывали не столько молиться Богу, но учиться у Него процессам творения. Существовало и такое мнение, что подлинными хранителями просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт.

Великие открытия не заставили себя ждать: Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии», Карл Линней систематизирует биологию в «Системе природы», Антони ван Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы, Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца...

Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. К литературным символам эпохи присоединяются путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер. Робинзон Крузо, барон Мюнхгаузен.

Эту эпоху характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется, по его убеждению, с дикостью, невежеством, зверством, бесцеремонностью, самодурством.  Спиноза с уверенностью утверждает, что влечения составляют не содержание греха, но «саму сущность человека»: интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли. Особенно ценятся изящество, этикет, вежливость и учтивость, творческие навыки в разных видах искусства, аристократичность, образованность... 

 Анна Касаткина 

Продолжение следует...

Подписывайтесь на наш сайт. Я познакомлю вас с эпохой барокко и рококо: архитектурой, живописью, музыкой, театром, модой, образом мышления, ювелирным искусством, бытом людей этого времени — богатого на все новое, необычное, красивое...

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *