Первая церковь Москвы

В далеком 988 году Русь приняла крещение. Но тогда были крещены только киевляне. Через год, в 989 году, крещение принял Новгород. И так, шаг за шагом принимала языческая Русь свет веры Христовой.

С распространением христианства становилось все больше храмов Божиих на Руси. Сложно сказать точно, когда христианство пришло в земли славян-вятичей. Предположительно это произошло уже в первые десятилетия после принятия Крещения Киевом. В XII веке на землях вятичей, среди вековых лесов, на берегу Москвы-реки, возникло небольшое поселение, которому суждено было стать Москвой, великим городом на семи холмах.

А тогда поселение это занимало совсем небольшую территорию на Боровицком холме, обнесено было деревянной стеной, посреди — стояла церковь, которую поставили первые проповедники христианства, и произошло это видимо на рубеже XI и XII веков. По мнению известного московского историка Ивана Забелина, церковь эта была построена на месте древнего языческого капища.

Московскую церковь нарекли храмом Рождества Иоанна Предтечи -поскольку в Царьграде — в Константинополе была церковь с таким названием, а принявшая христианство Русь заимствовала традиции Константинополя. Интересно, что Рождество Иоанна Предтечи совпадает по времени с древним языческим славянским праздником Купалы; вероятно на месте этого храма в дохристианские времена славяне-язычники праздновали день летнего солнцестояния.

Как уже сказано выше, церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору изначально была деревянной, как и первая крепостная стена города вокруг Боровицкого холма, которая чуть позже превратилась в первый московский Кремль; скорее всего и крепостная стена, и церковь были построены из сосен, которые густо покрывали холм, образуя тот самый бор. Холм был назван по этой причине Боровицким.

До построения Успенского собора церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору была соборной, приходской, и к ней относились дворы — Великокняжеский и митрополита святителя Петра. Церковь эту горожане  называли еще и «что на Петровом дворе», или «что на Дворце», или «что у государевых конюшен» - из-за близости к царским конюшням.
После появления Успенского собора Предтеченская церковь передала ему  свои соборные функции и стала считаться рядовой, как и другие церкви Кремля. В 1461 году царь Василий Темный перестроил обветшавшее здание церкви, заменив деревянную постройку на каменную. Впоследствии церковь еще не раз перестраивалась и ремонтировалась — так она была выстроена полностью заново после пожара 1439 года, который начался от удара молнии в арбатскую церковь Николы в Песках.

Василий Третий

          Царевич Дмитрий

В 1508—1509 годах  по поручению великого князя Василия III эта церковь была еще раз полностью перестроена итальянским мастером Алевизм Фрязиным. В 1583 году один из приделов церкви — придел св. Варлаама Хутынского был заново освящен во имя священно-мученика Уара — в честь рождения царевича Дмитрия, младшего сына Иоанна IV Грозного; младенец был наречен двумя именами — Дмитрием и Уаром.

В приделе мученика Уара некоторое время находились принесенные в 1591 году из Углича мощи царевича Димитрия. Димитрий, проживший 9 лет, был последним из рода Рюриковичей возможным претендентом     на царский престол. С его смертью, о причинах которой до сих пор нет единого мнения у историков (на мой же взгляд — смерть царевича наступила в результате несчастного случая), прекратилась эта царская ветвь, и власть ненадолго перешла к Борису Годунову.
В праздники Божественную литургию в храме Рождества Иоанна Предтечи служили патриархи, удостаивали своим присутствием цари.

Во время пребывания поляков в Кремле Предтеченская церковь была разорена как и многие другие церкви Москвы. В страшном пожаре 1737 года эта церковь выгорела дотла. Вскоре после того храм был, практически, построен заново архитектором Мичуриным.

В войне 1812 года церковь Рождества Иоанна Предтечи была разграблена, но не разрушена; и после изгнания Наполеона из Москвы эту церковь отстроили заново, украсили; в это время было обнаружено основание деревянного строения, которое предположительно было жилищем митрополита Петра.

Издавна в Москве сложился обычай при болезнях детей приходить молиться в этот храм, в придел священно-мученика Уара, где находилась икона данного святого. Однако благоговейное отношение народа к древнему храму Рождества Иоанна Предтечи не спасло эту церковь от разрушения, причиной которого стал указ императора Николая I. Историк начала ХХ века К.Н. Успенский сообщает, что 2 октября 1846 года император Николай Павлович, осматривая вновь отстроенный Кремлевский дворец и Оружейную палату со стороны  Каменного моста, посчитал, что старинная церковь не гармонирует с новыми постройками, и высочайше повелел: «...церковь святого Уара перенести в башню Боровицких ворот, ныне же существующее ее строение разобрать».

Москвичи пытались бороться за сохранение древнего храма. Так, известный писатель А.Н. Муравьев обратился к митрополиту Филарету и к князю Голицыну с просьбой посодействовать сохранению древней московской святыни, но митрополит был полностью на стороне государя в этом в вопросе, а князь Голицын был в это время заграницей... Государево распоряжение было исполнено — церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору снесли в 1847 году. Иконостас перенесли в Боровицкую башню, со стороны Кремля установили крыльцо и прикрепили крест, снятый с церкви. Две небольшие мемориальные доски сообщали москвичам о том, что церковь была «перенесена»...

В советское время крыльцо в Боровицкой башне было сломано, от храма не осталось ничего... Вместо двуглавого орла на шатре башни установили одну из пяти кремлевских рубиновых звезд. Икону над воротами с внутренней стороны Кремля убрали — и теперь лишь пустой киот напоминает о древнейшем храме Москвы.

 

Список использованной литературы:
1) Надежда Ионина. Москва златоглавая. — М.: Астрель: Русь-Олимп, 2011.
2) Михаил Вострышев, Сергей Шокарев. Москва православная. — М.: Алгоритм, 2012.
3) Сергей Романюк. Сердце Москвы. — М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *