Музей под открытым небом. Серпухов. Остафьево

Жизнь прекрасна и удивительна, а еще — полна чудес, о которых мы порой даже и не догадываемся, и сюрпризов, которые способны по-настоящему поразить ваше воображение. Таким чудом и сюрпризом стала для меня однодневная поездка в древний город Серпухов.

Вид Серпухова

Дорога из Москвы на Серпухов — вместе с прилегающими территориями — это по сути музей под открытым небом. История ее началась в 13 веке...

В домонгольский период «дорогами» на Руси были реки. А когда Русь попала под монголо-татарское иго, завоеватели стали требовать от русских князей строительства удобных дорог для сбора дани.
Священник Николай Киселев в своей статье «Большая ордынская дорога» (Московский журнал N 1 — 2004 г.) вот что пишет об этом: «... В Москве первых десятилетий существования ее как города радиальное расположение главных улиц диктовалось направлением уходящих на Смоленск, Владимир, Ростов, Коломну, Новгород и Боровск трактов. В период татаро-монгольского ига дорожная сеть быстро развивалась — этого требовали завоеватели-степняки для оперативного сбора дани и наблюдения за порядком.

Основатель Московского государства, святой благоверный князь Даниил Александрович (1261—1303), рачительный и дальновидный хозяин, разделил свой московский удел на станы, волости, погосты и постарался связать их удобными путями сообщения. К югу от Москвы на стоящие по Оке города Коломну, Каширу, Лопасну, Серпухов, Алексин и Калугу также пролегли дороги. Особо важное государственное значение среди них приобрела Большая Ордынская. Она вела из Москвы через Лопасню, Тулу на Великий переволок Волго-Донского междуречья в столицу Золотой Орды Сарай.

Начиналась Ордынка от Красной площади; пройдя по мосту через Москву-реку, в Замоскворечье следовала по улице Большая Ордынка, где еще в XIV веке сложились Татарская и Толмачевская слободы, население которых обслуживало златоордынских послов, воинов и купцов, прибывавших в Москву...».
С тех пор древняя Ордынка в пределах современной Москвы и Подмосковья многократно меняла свое течение, и извилистая в начале своей истории, она с течением времени становилась все прямее.

К концу XVII века она уже была известная как Серпуховская дорога...
Окрестности старой Серпуховской дороги полны памятников истории и культуры! Осмотреть все в один день — невозможно. И я расскажу только о тех местах, которые мы успели посетить.

ОСТАФЬЕВО.

Первая наша остановка была в усадьбе Остафьево.
Дом-усадьба начала 19 века в стиле русского классицизма, с колоннадами и флигелями, на берегу старинного озера. Автор проекта к сожалению неизвестен,неизвестен и архитектор близлежащей Свято-Троицкой церкви.

Основал усадьбу князь Андрей Иванович Вяземский в конце 18 века. Его сын, поэт Петр Андреевич Вяземский, собирал в этой усадьбе лучших представителей русской литературы 19 века. Здесь бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Кюхельбекер, Гоголь, Баратынский, Грибоедов. Пушкин назвал Остафьево «русским Парнасом». Здесь же работал над «Историей государства Российского» Николай Карамзин.

Внук князя Андрея Вяземского, Павел Петрович, стал одним из первых собирателей русских икон. В усадьбе хранилась огромная коллекция икон и рукописей, собрание картин немецких живописцев, часть которых сегодня — в Пушкинском музее в Москве.

В 1911 году владельцем Остафьево стал граф Сергей Дмитриевич Шереметев, он был женат на дочери Павла Петровича. Граф установил в усадебном парке памятники князьям Вяземским, Пушкину, Карамзину и Жуковскому, при нем коллекция, собранная в усадьбе, а так же мемориальные комнаты А.С. Пушкина и Н.М. Карамзина открылись для публичного посещения.

После революции в Остафьево были пионерский лагерь и правительственный санаторий. С середины 1990-х здесь открылся государственный Музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *