Музей под открытым небом. Серпухов

После Мелихово мы поехали в Серпухов.
Впервые Серпухов упомянут в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты в 1339-м году. В 1360-м году московский митрополит Алексий основал здесь, на правом берегу реки Нары, Владычный монастырь.
В 1374-м году на Красной горе Серпухова начали возводить деревянный кремль, а вскоре на левом берегу Нары был основан Высоцкий монастырь, освященный самим преподобным Сергием Радонежским. Город стал центром княжества, которое чеканило собственную монету.

В 1380-м году князь Владимир Храбрый, двоюродный брат и главный соратник князя Дмитрия Донского, принял участие в Куликовской битве. Серпухов был одним из главных центров подготовки к походу против Мамая. Серпуховской князь Владимир Храбрый со своим войском в Куликовской битве состоял в составе засадного полка. В честь разгрома врага в серпуховском Высоцком монастыре были построены церковь с трапезной и каменный собор.

Но 1382-м году ордынский хан Тохтамыш напал на город и разорил его — это была месть за участие Серпухова в Куликовской битве. Угроза московскому княжеству со стороны татар была постоянной, и Серпухов стал московским форпостом с юга, здесь были сосредоточены войска. В середине 16 века в Серпухове был построен белокаменный Кремль.

В 1598 году состоялся знаменитый серпуховской поход царя Бориса Годунова: русское войско расположилось у Владычного монастыря и несколько недель проводило показательные смотры, демонстрируя свою силу противнику, татарскому хану Газы II Гирею. Биться не пришлось — ханские послы передали Годунову предложение мира.

Расщедрившийся царь Борис внёс в казну серпуховских монастырей значительные пожертвования, и на эти средства были построены из камня надвратный храм мученика Феодота Анкирского, храм великомученика Георгия Победоносца и стены Владычного монастыря.

Недалеко от этих стен в 1605-м году собиралось с силами для вступления в Москву войско Лжедмитрия I. В XVII веке Серпухов оставался важным военным центром. Здесь продолжали строиться каменные здания — во Владычном монастыре построили новое здание Троицкого собора и надвратную Трёхсвятительскую церковь.

В Высоцком монастыре в 1627-м году перестроили собор Зачатия. Начиная с эпохи царя Петра I жители Серпухова участвовали в строительстве кораблей, открывали полотняные и бумажные фабрики. В 1708-м году город вошёл в состав Московской губернии.  Место, где ранее стоял Серпуховский кремль, теперь примечательно лишь своей высотой это холм примерно 50 метров высоты. С этой обзорной точки открывается прекрасный вид на ансамбль посадских храмов.

Самый древний сохранившийся храм Серпухова — Троицкий собор, построенный в 16 веке, расположен на Соборной горе в Кремле. Колокольню и восьмерик собора существенно изменили в духе классицизма в 1837—1841 годах, декор фасадов мастера оформили в стиле ампир. В конце 1930-х годов храм был закрыт, но не уничтожен.

В 2011 году Троицкий собор вернули Русской православной церкви, в нем провели реконструкцию и возобновили богослужения.
Недалеко от Троицкого собора находится действующая церковь Ильи Пророка постройки 1747—1748 года. Храм, возведённый за счёт средств купцов Поповых, находится в районе исторического городского посада, где некогда жили ремесленники и торговцы.

Тут же находится храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в псевдорусском архитектурном стиле в 1744 году. Эту святыню постигла трагическая судьба: в 1930-х годах храм был закрыт, а в 1938-м году был расстрелян его настоятель, протоиерей Алексей Синайский. Храм вернули Русской православной церкви в 1990-х годах.

Мученическую смерть в годы советской власти приняли и служители другой серпуховской церкви – храма Спаса Нерукотворного. Настоятель и священники храма были расстреляны в 30-х годах 20 века. Сам же храм, шедевр авторства Романа Клейна, превратился в рыбный склад с коптильней. Храм вернули верующим в 1990 году.

На Калужской улице находится действующая церковь святителя Николая (Николы Белого), построенная в 1833—1857 годах — главный кафедральный храм Серпухова. На месте современного собора в 16 веке стоял деревянный храм, к 1649 году — построена каменная церковь, выстроенная предположительно ярославскими мастерами. С 1833 по 1857 год собор еще раз перестроили по проекту архитекторов Таманского и Шестакова.

В их «редакции» собор Николы Белого стал прекрасным образцом московского ампира. В 1929 году храм закрыли. По рассказам старожилов, иконы собора сожгли на льду реки Нары... Образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам, НО всякий раз на следующее утро обновлялся!

В советское время в храме находилась городская макаронная фабрика, прачечные... Говорят, что в начале 90-х годов штаб гражданской обороны использовал здание под склад с главной целью — избежать сноса храма. Храм возвращён церкви в 1995 году. Святынями храма являются — чудотворная икона Божией Матери «Поможение родам», местночтимые иконы святителя Николая Чудотворца и мученика Вонифатия.

Чудотворная икона «Неупиваемая чаша»

Серпухов известен на всю Россию чудотворной иконой, имя которой — Неупиваемая Чаша. Икона была явлена во Владычном монастыре в конце 19 века, многие верующие шли и идут к ней за исцелением от пьянства и прочих зависимостей. После закрытия Владычного монастыря в 1920-е годы чудотворная икона была перенесена в собор Николы Белого.

С благословения епископа Серпуховского Мануила было написано 8 копий с Чудотворной иконы.
Когда святыни Никольского собора были сожжены на берегу реки Нары, иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли...

Сейчас списками-копиями этой иконы обладают оба серпуховских монастыря – Владычный (женский) и Высоцкий (мужской), 14 века постройки. Монастыри видны с Соборной горы, находятся друг напротив друга на берегах реки Нары.
10 апреля 1991 года древняя обитель, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать.

В 1992 году российский иконописец Александр Соколов написал новую, ныне известную во всем православном мире икону. В левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы.

В мае 1993 года этот образ был освящён в Высоцком монастыре, к образу началось паломничество, стали сообщать о чудесах. 6 мая 1996 года, и в Введенско-Владычном монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный список Чудотворной иконы. Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала всероссийской святыней.

Высоцкий монастырь.
Монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. Это один из самых старых подмосковных монастырей, впервые обитель упоминается в Симеоновской летописи 15 века, а датой основания считается 1374 год. Из Высоцкого монастыря происходит так называемый Высоцкий чин, стиль которого оказал влияние на иконописную манеру Андрея Рублёва. В конце 17 века монастырь был обнесен каменной оградой с башнями.

Самые известные постройки обители — Зачатьевский собор времён Бориса Годунова, одноглавый храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Всех Святых конца 19 века, построенный в псевдорусском стиле.
Главная святыня монастыря — Чудотворная икона “Неупиваемая чаша”.

Введенско-Владычный монастырь.
В 15 веке, во времена частых татарских набегов, обитель укрепили оградой из заострённых брёвен , она приобрела вид крепости. В предании сказано, что в 1598 г. когда воины Бориса Годунова готовились к сражению с крымскими татарами, Георгий Победоносец сам явился, чтобы оказать свою небесную защиту обители и городу.  На белом коне он выехал из монастырской калитки и приблизился к войскам неприятеля. Увидев Святого, вставшего на защиту Серпухова, враг в страхе отступил. А Святой Георгий снова вернулся в церковь.

С 1919 года на его территории монастыря была размещена школа “красных военлетов”, позже -  военное летное училище. В Георгиевском храме располагался кинотеатр, во Введенском соборе — склад. В 1978 году военное училище переехало, и следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскивались местными жителями. И только в 1995 году в обитель вновь пришли монахини.

Монастырь известен множеством мироточивых икон, их тут более двадцати, самые известные из них — икона Божией Матери «Всецарица» и мироточивый крест-Голгофа.

Икона Божьей Матери «Всецарица» Введенско-владычного монастыря

Преподобный Варлаам Серпуховский

Более шести столетий почитается православным народом место упокоения святого Варлаама Серпуховского, мощи которого до сих пор сохраняются под спудом. Сейчас на этом месте рядом с Введенским собором воздвигнута деревянная часовня.

Преподобному Варлааму Серпуховскому молятся об исцелении бесноватых. У мощей произошло множество чудесных исцелений, которые были документально подтверждены.

На этом поездка наша подошла к концу, переезд в Москву стал заслуженным отдыхом и временем для «сохранения» информации, полученной в течение этого долгого и чудесного дня.  Я ехала и думала вот о чем...

Часто бывает так, что имя зодчего, построившего храм — как имя строителя храма в Дубровицах, теряется или забывается потомками... А Храм — стоит! и к нему идут люди, и преклоняют колени, и поют Имя Господне! И это несравненно важнее, чем человеческая память об имени...  Люди забыли. А Бог — знает!

«Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят.  Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои...»

Путешествуйте с нами. Подписывайтесь на наш сайт.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *