Елизавета Алексеевна — «кроткий ангел» Дома Романовых

Этот прекрасный портрет привлек мое внимание, когда я готовила статью о моей любимице Элизабет Виже-Лебрен, знаменитой художнице и личной портретистке королевы Франции Марии-Антуанетты.
Красота модели, весь ее облик, выражение глаз — все восхитило меня! Это была императрица Елизавета Алексеевна, супруга российского императора Александра 1.
Я, конечно, читала о ней, но этого портрета не встречала. Лишний раз — поклон мастерству Виже, которая помимо живописного таланта, была великой кудесницей в моде и тонким знатоком женской красоты и привлекательности.
Потрет как нельзя более точно отражает многие качества молодой императрицы: ее кротость и теплоту, внутренний покой, доброжелательность и деликатность, душевное благородство и умение держать себя. Она всегда отличалась безупречностью манер и светскостью.
Итак, немного об истории этого брака. Хотя в 1792 году принцессе было всего 13 лет, она искренне полюбила 15-летнего цесаревича Александра Павловича, когда он, очарованный ее красотой и манерами, сделал ей предложение.
Тогда ее звали Луиза Мария Августа, она была третьим ребенком в семье принца Карла Людвига Баденского и его супруги Амалии Гессен-Дармштадтской.
Принцесса Луиза была высокого роста и необыкновенно хороша собой, прекрасно воспитана, много и с пользой читала, изучала философию, естественные науки и литературу, говорила на основных европейских языках.
Брак Александра и Луизы инициировала русская императрица Екатерина Великая. Она была весьма озабочена женитьбой своего обожаемого внука, и в качестве одного из вариантов пригласила ко двору двух сестер — принцесс Луизу и Фредерику Баденских.
Александр влюбился в Луизу и выбрал ее. С благословения царственной бабушки и матери Александра Марии Федоровны молодые люди обручились.
Будучи лютеранкой, по обычаю Дома Романовых, Луиза приняла православие и получила имя Елизавета. Осенью 1793 года была отпразднована пышная свадьба, а торжества, балы, фейерверки по случаю бракосочетания Александра и Елизаветы продолжались еще в течение 2-х недель.
Итак, принцесса Луиза Мария Августа Баденская, превратившаяся в Елизавету Алексеевну Романову, оказалась при «большом дворе» государыни-императрицы Екатерины II.
Она довольно быстро выучила русский язык. Ее истинно королевское воспитание, красота, уравновешенность, уживчивый и спокойный характер позволили ей оставаться вне всяких дворцовых интриг, недаром при дворе ее прозвали “кротким ангелом”.
Елизавета удивительно быстро обзавелась друзьями среди русских аристократов и творческой элиты. Одной из ее подруг стала и французская портретистка Элизабет Виже-Лебрен, бежавшая в Россию от Великой французской революции.
Елизавета Алексеевна покровительствовала ей с самого начала ее появления в России. Они случайно познакомились, когда Виже шла по дворцовым коридорам на аудиенцию к императрице Екатерине в Царском Селе и увидела молодую особу, поливавшую цветы.
Вот как пишет об этом знакомстве Виже в своих нашумевших мемуарах: «Ей было не более семнадцати лет, правильные и тонкие черты дополнялись идеальным овалом; приятный цвет кожи своей бледностью безупречно гармонировал с выражением ангельской кротости ее лица, которое обрамлялось потоком пепельных волос.
На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы, талии. Юная сия особа столь изящно выглядела на фоне комнаты с колоннами, задрапированной серебристо-розовой тканью, что я невольно воскликнула: „Вот истинная Психея!“ Это была принцесса Елизавета, жена Александра».
Кстати, Виже-Лебрен не произвела должного впечатления на императрицу Екатерину, в то время, как весь «молодой двор» просто сходил по ней и ее творчеству с ума.Несмотря на то, что Виже не стеснялась оценивать свои портреты очень высоко ( 4 тыс.рублей, а крестьянская семья тогда стоила 400 руб.), к ней все равно была очередь из членов самых лучших дворянских фамилий.
Виже написала несколько портретов Елизаветы Алексеевны, но самым лучшим, передающим внутреннюю и внешнюю прелесть этой венценосной женщины, я считаю портрет с жемчужным ожерельем.
«Трудно передать всю прелесть императрицы; черты лица её чрезвычайно тонки и правильны: греческий профиль, большие голубые глаза, правильное овальное очертание лица, и волосы прелестнейшего белокурого цвета.
Фигура её изящна и величественна, а походка чисто воздушная. Словом, императрица, кажется, одна из самых красивых женщин в мире.» Такое описание дал Елизавете Алексеевне В. Гельвиг — сотрудник саксонского посольства в Санкт-Петербурге.

 

Эта императрица не стремилась играть ведущую роль во время правления супруга. Она явно уступала по влиянию Марии Федоровне — матери Александра 1. Но по своей природной доброте и умению любить использовала свои силы на помощь страждущим и обделенным: покровительствовала сиротам, опекала школы и богоугодные заведения.
Во время войны 1812 года она создала патриотическое общество для помощи больным и раненым, их семьям, выдачи пособий пострадавшим.
К сожалению, Елизавета Алексеевна прожила недолгую жизнь, всего 47 лет, так и не подарив государю наследника престола, но родив двух девочек, каждая из которых не дожила до 2 лет. Отношения двух супругов, к сожалению, сложились не совсем счастливо.
В силу различных обстоятельств и несходства характеров между ними через несколько лет семейной жизни возникло отчуждение. Каждый из них в определенный период жил своей жизнью.
Однако в письме к матери Елизавета Алексеевна писала: «Как только я чувствую, что ему грозит опасность, я вновь приникаю к нему со всем жаром, на который способно мое сердце».
Личные и семейные отношения этих двух людей настолько интересны, особенны и окружены разными легендами, что безусловно заслуживают отдельного рассказа...
Жду ваших комментариев, лайков, обязательно делитесь с друзьями.
Анна Касаткина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

62532643