Барокко. «Сенсация в искусстве — Рашель Рюйш»

Я всегда восхищалась этими шедеврами — натюрмортами Рашели Рюйш, только не знала ее имени! Недавно сын просветил меня. Итак, представляем вам Художницу эпохи блистательного барокко, Мастера натюрморта, «Тонкую героиню искусства» — Рашель Рюйш!

 

Семья, Фредерик Рюйш и Петр Первый.

Родилась Рашель в 1664 году в Амстердаме, 3 июня. Она была первой из 12 детей богатой семьи Фредерика Рюйша — анатома, ученого, автора многих научных открытий, который прожил 92 года, чтобы уж точно сделать все, что он запланировал! Самое известное его открытие — новый способ бальзамирования тел. Особенностью его работ было создание «анатомических натюрмортов». Например, заключенное в стеклянный сосуд сердце, рядом с которым плавала веточка или цветочек; заспиртованные младенцы с улыбкой, похожие на спящих; деревья из кровеносных сосудов. Фредерик искренне удивлялся (или делал вид), когда его работы называли жутковатыми и пугающими. Сам он считал их красивыми и «утверждающими победу науки над умиранием».

В «Музеум» Рюйша съезжались люди со всей Европы. В 1697 году, услышав об этом «восьмом чуде света», туда пожаловал русский царь Петр I. Он сразу понял, что нашел родственную душу и что перед ним такой же неугомонный и страстный любитель науки. Петр посещал лекции профессора, вел с ним долгие секретные беседы. Между ними завязалась переписка и пересылка всяких сокровищ.

Фредерик высылал царю насекомых из Индии и просил в ответ прислать «бабочек и гадин из Азова, разных зверьков и рыб». В 1716 году профессор Рюйш продал свою коллекцию Петру I за огромные деньги — 30 000 гульденов. Это собрание стало основой музея «Кунсткамера» в Санкт-Петербурге. Некоторые работы Фредерика сохранились там до сих пор. Вот таким человеком был отец замечательной художницы Рашель Рюйш.

«Вундеркинд из Голландии». 

Будучи дочерью знаменитого медика,Рашель свои первые уроки живописи и естествознания получает от отца. Большая  и хорошо обеспеченная семья жила на Цветочном канале, а соседом им приходился знаменитый художник, мастер натюрморта Виллем ван Алст. Пятнадцатилетней Рашель была очень внимательной, трудолюбивой и настойчивой. Ван Алст обучал ее придавать цветам на картине объем и живость, располагать их так, чтобы создавалось впечатление легкости и творческого беспорядка.

 

Но девушке интересно попробовать все, и она идет дальше своего учителя – начинает рисовать животный мир. До самой смерти учителя, в 1683 году, Рашель оттачивала свой талант и находила новые методы изображения растений. И, возможно, уже тогда стало ясно, что она не бросит живопись, как многие богатые дамы высшего света. В 18 лет она стала подписывать свои картины, ее сразу стали называть«вундеркиндом из Голландии» и «нашей тонкой героиней искусства».

Замужество. Юридан Пол. 

В 1693 году Рашель вышла замуж за художника-портретиста Юридана Пола, он был на год младше жены, но уже успел хлебнуть горя и отчаяния. Его отец и мать рано умерли, и некоторое время Юридан провел в приюте. До наших дней сохранились его картины, и в том числе автопортрет,где он изобразил себя в «сиротской» одежде. Но на момент женитьбы Юридан был успешен, имел свой кружевной бизнес, писал портреты и был приближен к королевскому двору. В браке Рашель родила десять детей, правда, шестеро из них умерли в детстве и юном возрасте.

Но пришло время, когда Юридан Пол потерял благосклонность двора, и это существенно уменьшило доходы семьи. Деньги, которые Рашель получала за свои работы, сделали ее кормилицей семьи. 

Успех. Вершины творчества. Безупречный «Стиль Рюйш».

В 1701 году Рюйш становится первой женщиной, принятой в Гильдию художников Гааги. В том же году вступает в эту гильдию и её супруг. В 1708—1716 годах Рашель служит придворной художницей у курфюрста Пфальцского Иоганна Вильгельма в Дюссельдорфе. В 1723 году она выигрывает 75 тысяч гульденов при розыгрыше государственной лотереи северных Нидерландов.

Известно, что наряду с зимними и морскими пейзажами, цветочные натюрморты являлись одним из самых любимых и востребованных жанров 17 века. Это было время «устремления к природе», жители городов сажали всевозможные растения, разводили огородики,  разбивали сады, цветники и парки, дома тоже выращивали цветы. Страна стала крупнейшим импортером новых и экзотических растений для всего мира.

Цветы, в которых раньше видели лишь лекарственные свойства, стали цениться за красоту и аромат. Были очень популярны «пылающие» тюльпаны  с полосками контрастных цветов на лепестках. На самом деле, окрас был вызван вирусом и, жизнь этих цветов была коротка, что делало их в глазах голландцев еще более ценными и желанными. 

Рашель Рюйш, с ее глубокими знаниями ботаники и скрупулезным подходом к живописи, соответствовала общим настроениями страны, и это сделало ее популярной.  «Цветочная тема» была крайне популярна. Роскошные букеты живых цветов для украшения интерьеров часто оформляли «в стиле Рюйш». Историки утверждают, что художница обладала виртуозной техникой в живописи, которая сочеталась с очень точным чувством композиции. Ее безупречная палитра цвета была мягкой и гармоничной, а текстура «живой».

Живые натюрморты.

Если посвятить созерцанию полотен Рашели некоторое время и полностью сосредоточиться на процессе, можно почувствовать совершенно удивительные вещи. Изображение постепенно открывает себя, исчезают границы, и перед взором появляется не просто одномерное изображение фруктов и цветов, а сама жизнь в мельчайших деталях показывает нам свое великолепие. И какая же это радость – видеть чудеса природы, пришедшие к нам из глубины веков, но не потерявшие своей свежей прелести!

Картины Рюйш просто источают ароматы фруктов и цветов… Они живые, нежные и трепетные. Как и душа гениальной художницы. Выполненные на черном фоне, который подчеркивает стиль, глубокие цвета и тонкие формы изображений, картины затягивают настолько, что исчезает время, и можно смотреть на них бесконечно, находя все новые детали, интересные штрихи. Натюрморты полны цветами и плодами, и восхищает, что сезонность не влияла на творчество: круглый год на картинах изобилие.

Современники называли Рюйш «работающей матерью» и считали ее жизнь «сенсацией в искусстве». Сама художница утверждала, что она воспитывала детей «одной рукой, поскольку вторая была занята кистью», и считала, что конец 17 – начало 18 веков были вершиной художественного творчества. Художница работала над своими картинами медленно и тщательно, предъявляя к своему таланту живописца высокие требования. 

Её живопись оказала влияние на творчество другой заметной фигуры — представительницы «Золотого века» нидерландской живописи — Катарины Баккер. Историки утверждают, что картины Рюйш продавались в несколько раз дороже, чем полотна Рембрандта, и очень высоко ценились критиками. Она продолжала писать всегда, даже в самые тяжелые периоды жизни.

Последняя известная работа Рашель Рюйш датирована 1747 годом, когда художнице уже исполнилось 83. Она овдовела, в живых остались только трое ее сыновей. И вот тогда она перестала писать, спустя 65 лет после первых опытов. В год ее смерти ей преподнесли подарок — сборник стихов о ее творчестве «Стихи для прекрасной художницы-мастерицы Рашель Рюйш». Она стала первым живописцем в Голландии, удостоенным такой чести. Рашель Рюйш умерла в 1750 году, прожив 85 лет, из которых более 60 занималась творчеством. Установлено, что она написала свыше 250 картин.

До сегодняшнего дня сохранилось порядка 100 картин Рашель Рюйш, причем многие из них находятся в частных коллекциях и музеях за пределами Нидерландов. В мировую историю живописи Рашель Рюйш вошла как автор непревзойденных цветочных натюрмортов и одна из самых знаменитых художниц «Золотого века" нидерландской живописи.

Анна Касаткина. Филипп Геллер

Подписывайтесь на наш сайт. Наслаждайтесь творчеством Рашели Рюйш. Ждите новых публикаций.

Источники:

http://artchive.ru/rachelruysch

http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post418294877/

rtchive.ru/publications/1270~10_neverojatnykh_istorij_o_znamenitykh_khudozhnitsakh_Renessansa_i_barokko

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62532643