Барокко. Царская роскошь России

Русское барокко.

В Россию барокко пришло поздно и достигло расцвета в середине 18 века, то есть тогда, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел национальную самобытность.

Русское барокко развивалось в три этапа: раннее Московское барокко с элегантными белыми украшениями на стенах краснокирпичных традиционных церквей, зрелое Петровское барокко, в основном импортированное из Европы, и Елизаветинское барокко.

Московское (Нарышкинское) барокко. 

Московское барокко — переходный период от древнерусской архитектуры к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов традиционного русского стиля.

Отличительной чертой этого стиля является многоярусность и устремленность строений вверх. Церкви, боярские палаты с белокаменной кладкой и резьбой, сочетающиеся с элементами ордера: колоннами, полуколоннами и пр., обрамлением пролетов и ребер зданий, узорчатости фасадов.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.

Часто Московское барокко называют Нарышкинским. Своим названием это направление в архитектуре обязано боярскому роду Нарышкиных, строившим храмовые сооружения с элементами европейского барокко в своих имениях.  В этом стиле построены церкви в Филях, Троицком-Лыкове, Уборах, Дубровицах. Существовали также Строгановское барокко (провинциальный вариант московского барокко) и Голицынское барокко (радикальное направление, исключавшее связь с традиционной древнерусской архитектурой).

Церковь Живоначальной Троицы в Троице-Лыково считается одним из первых церковных сооружений в стиле Московского барокко. Здание имеет в плане лепестковую форму.  Особое изящество храму придает сочетание кирпича и белокаменной резьбы, а также прорезной и кованый металл ажурных подзоров и крестов.

Дмитрий Ухтомский

Церковь Покрова Богородицы в Филях — тип ярусного центрического храма, памятник архитектуры декоративно-прикладного и изобразительного искусства конца XVII века. Является ярким образцом так называемого «Нарышкинского» барокко или раннего Московского барокко. 

Церковь Спаса Нерукотворного Образа  в Уборах относится к Московкому (Нарышкинскому) барокко. Ее шедевральная архитектура сочетает в себе традиции русского белокаменного зодчества и новшества западноевропейской архитектуры с характерными декоративностью и контрастностью красных стен и белых резных деталей, белыми каменными наличниками и витыми колоннами с капителями.

Во многом именно благодаря Нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ Русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем, елизаветинском периоде.

Барокко в Москве создавали, в основном, русские мастера: Петр Потапов, Яков Бухвостов, Иван Зарудный, Михаил Чоглоков, Сергей Турчанинов, Алексей Евлашев, Дмитрий Ухтомский, что и определило особенности и эстетику сооружений. Здания имели традиционную для древнерусских храмов конструкцию, сочетающуюся с элементами европейского зодчества.  

Петровское барокко.

В стиле петровского барокко, в основном, проектировались здания в новой российской столице Санкт-Петербурге. Архитектуре петровского времени свойственны простота строений, чёткость членений, сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей,  гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного склада, вовлечение пригородов в единую агломерацию.

Строительство дворца Монплезир в Петергофе велось под руководством архитекторов И. Браунштейна, Ж. Леблона и Н. Микетти. Проект создан самим Петром Первым, Монплезир был его любимым дворцом, внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность. 

 Проектированием Летнего дворца Петра Первого занимался Д.Трезини. Резиденция вышла довольно скромной по тем временам — в точном соответствии со вкусами первого российского императора: в ней было всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания украшали аллегорические барельефы на тему событий Северной войны

К числу основных архитекторов — строителей Санкт-Петербурга относятся: Жан-Батист Леблон  – французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, с 1716 г. главный архитектор Петербурга; Никола Микетти — итальянский архитектор, работавший в Риме и Санкт-Петербурге. В 1719—1723 годах был главным придворным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его пригородах;  Доменико Трезини  – архитектор и инженер. С 1703 г. он — первый архитектор Санкт-Петербурга.

Васильевский остров. Трезини

Васильевский остров— остров в дельте реки Невы. Освоение территории острова началось в середине 1710 гг. По проектам Д.Трезини распланирована сеть параллельных улиц-каналов и пересекающих их проспектов, ставшая основой дальнейшей застройки. Хотя от идеи улиц-каналов позже отказались, эти улицы по-прежнему называются линиями. Интересно, что первое каменное здание Санкт-Петербурга — Дворец  Александра Меншикова (первого губернатора Петербурга) был построен на острове. Дворец выполнен в стиле Петровского барокко, авторы проекта — приглашённые зодчие Д. Фонтана и  Г. Шедель.

Доменико Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Он оказал значительное влияние на многих русских  архитекторов, его помощником был знаменитый архитектор, скульптор, представитель раннего барокко Михаил Земцов, который руководил застройкой Москвы 4 года, имел свою архитектурную команду, в которую, в том числе, входил его ученик — И.Бланк.  

Елизаветинское барокко

Франческо Растрелли

Крупнейшим представителем барокко эпохи Елизаветы Петровны был обер-архитектор императрицы — гениальный итальянец, родившийся в Швейцарии, Франческо Бартоломео Растрелли. Для этого выдающегося архитектора, создавшего и прославившего русский стиль барокко, Россия стала второй родиной, 

Он начал свою карьеру еще при Анне Иоановне, его высоко оценил и представил императрице ее фаворит, герцог Бирон. Не пожелав жить в Зимнем дворце Петра I, императрица Анна Иоановна распорядилась о создании новой резиденции. В 1732 году с западной стороны «Адмиральского дома» началось возведение каменных парадных корпусов — фактически, это было строительством нового дворца. Работами руководил Франческо Растрелли при участии своего отца Бартоломео Карло Растрелли.

В линии застройки набережной дворец выделялся высотой — еще издалека была заметна его массивная кровля с переломом. Фасад дворца создавал выразительную торжественную композицию. Парадные залы были сгруппированы в две анфилады, а в южной части нового здания был построен придворный театр — первое в России театральное помещение европейского образца.

В  начале царствования императрицы Елизаветы Петровны дворец подвергся значительной внутренней перестройке.  В это же время во дворце был смонтирован «Янтарный кабинет» — знаменитая Янтарная комната, перемещенная позднее в Царское Село. Франческо Растрелли был истинным поклонником России, изучал ее традиции и национальные особенности ее архитектуры. Он посещал в Москву, где знакомился с традиционным русским зодчеством и где значительно расширил и обогатил свой архитектурный кругозор.

Двадцатилетнее царствование императрицы Елизаветы Петровны стало эпохой подлинного расцвета стиля барокко в России. Елизаветинскому барокко характерны такие черты, как пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно, криволинейных форм.  Оно тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи.  

Спроектированные Франческо Растрелли величественные ансамбли — Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, дворцово-парковые комплексы в Царском Селе и Петергофе — в полной мере несут черты европейского барокко, но имеют ярко-выраженные  русские национальные особенности.

Екатерининский дворец.

На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. Композиционный центр дворцово-паркового ансамбля – Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец – великолепный образец отечественного барокко в знаменитом Царском селе. Восхищают роскошью убранства Большой зал и Золотая анфилада парадных помещений, в том числе Янтарная комната.


Императрица Елизавета Петровна

Екатерининский дворец или Большой Царскосельский дворец — бывший императорский дворец, являлся официальной летней резиденцией трех российских императриц: Екатерины Первой, Елизаветы Петровны, Екатерины Второй.

По первому проекту дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение в голландском стиле.

В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при  Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. Позднее она поручила Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким.

После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. Более 100 килограммов золота ушло на позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный «правильный» парк. 30 июля 1756 года состоялась презентация потрясённым российским вельможам и иностранным гостям 325-метрового дворца .

Зимний дворец.

Один из последних грандиозных замыслов Растрелли — ансамбль Зимнего дворца с его знаменитой Иорданской лестницей. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах архитектором в стиле пышного Елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Сейчас в стенах дворца размещена основная экспозиция богатейшего музея, обладающего художественной коллекцией всемирного значения — Государственного Эрмитажа.

Растрелли тяготел к масштабности построек, пышности декоративного убранства, разнообразному окрасу фасадов с применением золота. Праздничный характер его архитектуры наложил отпечаток на всё русское искусство середины 18 века.

Как пишет историк искусства Борис Виппер, Растрелли — этому русскому итальянцу, были чужды и «беспечный произвол и асимметрия» французского рококо и «мистический туман и чувственная экзальтация, которые неотделимы от представления о немецко-австрийском барокко».

Петергоф.

Петергоф — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива,формировался на протяжении XVIII — начала XX века. Впервые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. В 1712 году начинается строительство загородного дворцово-паркового комплекса, т.к. Петр Первый задумал создать парадную резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль. Большой Петергофский дворец — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада.

Первоначально довольно скромный царский дворец, сооружённый в стиле Петровского барокко в 1714-25 гг. по проекту Ж.Леблона, а затем Н.Микетти, а также при участии прекрасных архитекторов М.Земцова, И. Бланка, И.Браунштейна, был перестроен в 1747—1752 гг. архитектором Ф. Растрелли для императрицы Елизаветы в так называемом стиле зрелого  барокко. Он полностью посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе.

Лучшие постройки Растрелли производят впечатление «ликующей мощи и величия», их облик торжествен и праздничен. Во избежание монотонности  Растрелли стремился «насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, рустовки, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки».

Позднее, начиная с правления Екатерины Великой, дворец неоднократно подвергался перестройкам. Поэтому, сформировавшийся в результате проводившихся работ архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное выдающееся произведение, настоящий памятник историко-культурного наследия мирового значения.

Лучшие архитекторы, работавшие в России в период правления Елизаветы Петровны, создали выдающиеся сооружения в стиле барокко, которые можно заслуженно назвать подлинными жемчужинами мирового архитектурного наследия.

С воцарением на российском престоле Екатерины II те, кто помнил елизаветинский Петербург, сразу же заметили бы произошедшие с городом перемены. На его просторах воцарился иной, чем при Елизавете Петровне, архитектурный стиль: на смену пышному «королевскому» барокко пришел строгий и величественный классицизм. Произошло это почти в конфликтной ситуации, когда Растрелли спланировал в свойственном ему барочном стиле новый Гостиный двор.

Екатерине II проект Растрелли не понравился, в чем ее горячо поддержали купцы – ведь им предстояло платить немалые деньги за все барочные завитушки!

И тогда проектирование Гостиного двора поручили Ж. Б. М. Валлен-Деламоту – французу, который работал в стиле классицизма. Классицизм был вполне в эстетике Екатерины Великой. Ей более соответствовал ясный, гармоничный, соразмерный стиль классицизма, который соответствовал и мировоззрению наступившей эпохи Просвещения.

Обиженный великий Растрелли отошел от дел, получив приличную пенсию от государыни. Его время прошло, как прошло и время эпохи блистательного  барокко. Исторически, так сложилось, что приход Екатерины Второй на престол совпал со сменой барокко на классицизм.Тем не менее, барочный стиль в России не исчез окончательно, переместившись из Санкт-Петербурга в древнюю Москву, а также в провинцию.

Усадьба Кусково.  Грот — самое экзотическое сооружение ансамбля усадьбы Кусково, подмосковного имения графов Шереметевых. Само обширное и богатейшее поместье того времени построено в стиле классицизма. Каменный Грот создан в 1756—1761 годах под руководством талантливого архитектора Федора Аргунова в стиле барокко-рококо.

Грот щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены интерьеров оформлены раковинами, цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора, Грот должен был олицетворять стихию камня и воды. В одной из самых  знаменитых усадеб, какой является Кусково, также был разбит регулярный парк — классическое наследие времен барокко.

Кусково. Парк и оранжерея.

Москва. Черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как храм Святого Климента (1762—69 гг.), Красные ворота (1742 г.), также видны черты нарышкинской архитектуры, прежде всего, характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен.

Выдающиеся памятники барокко, относящиеся, главным образом, к области церковной архитектуры, создавались по всей территории Российской империи вплоть до последних десятилетий XVIII века. Позднее, уже в конце XIX в., Нарышкинское барокко, многими воспринимаемое к тому времени как типично русское явление, оказало определённое влияние на формирование так называемого Псевдорусского стиля. 

Анна Касаткина.

Подписывайтесь на наш сайт. Продолжение следует. В Части пятой — Садово-парковое искусство эпохи барокко! 

Источники:

http://www.culture.ru/persons/8437/domeniko-trezinihttp://ru.wikipedia.org/wiki/http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/barokko_v_arhitekture_rossii/
http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/moskovskoe_barokko
ttps://geocaching.su/?pn=101&cid=15907/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Архитектурные справочники и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

62532643