«Вечные останутся образцы...»

Среди мастеров русского и мирового искусства имеется несколько имен, чей гений или неординарная одаренность, вспыхнув однажды, продолжают светить и поныне, несмотря на то, что отпущено им на жизнь и творчество было совсем мало времени.

Один из таких мастеров — Михаил  Иванович Лебедев. Его жизнь была счастливой, насыщенной, полной творческих замыслов и воплощений, но очень короткой. Он родился 4 ноября 1811 года в Дерпте (Тарту), в семье крепостного. После проведенной в Эстляндии (Эстонии)  реформы, освобождавшей крестьян от крепостной зависимости, отец Лебедева в 1826 году смог записаться вместе с семьей в мещане, и юноша получил возможность учиться и развивать свой рано проявившийся талант.


Императорская Академия художеств

Во время его занятий в Дерптской гимназии, куда он поступил в 1827 году, о его редкой художественной одаренности стало известно попечителю Дерптского университета графу П.А.Палену. Благодаря ходатайству Палена, в марте 1829 года Михаил Лебедев был принят в Петербургскую Академию художеств и учился в классе у М.Н.Воробьева, одного из первых пейзажистов, много работавших на натуре, что являлось тогда новшеством в учебном процессе воспитанников Академии.

 Лебедев учится настолько блестяще, что весь положенный курс заканчивает за четыре года. Его награждают Малой, Большой серебряными и Большой золотой медалями.  В 1832 году за картину «Вид на Петровском острове в Петербурге» он получил Первую серебряную медаль, а в 1833 году за представленный на конкурс «Вид в окрестностях Ладожского озера» был удостоен Большой золотой медали, дававшей ему право на пенсионерскую командировку в Италию, получает аттестат I-ой степени и звание художника XIV класса.

Картину «Вид в окрестностях Ладожского озера» высоко оценил и решил приобрести Император Николай I. Дальнейшая судьба этой замечательной картины, к сожалению, неизвестна, а художнику был пожалован бриллиантовый перстень, который Михаил продал в Дерпте перед поездкой в Италию, а вырученные деньги отдал родным.

Еще до окончания Академии Михаил Лебедев был уже вполне сложившимся художником. Об этом свидетельствуют написанные одновременно с конкурсной программой летом 1833 года в окрестностях Ладожского озера этюды и картины: «На опушке леса», «В ветреную погоду», «Вид села Васильково», «Вид в Павловском парке», многие из которых были созданы на каникулах, в имении Фаль в Эстонии.

В этих простых, незамысловатых картинах Лебедев выступает, как последователь венециановцев, "стремись ничего не изображать иначе, чем в натуре является», как советовал Л. Г. Венецианов своим ученикам. Художник правдиво и бережно передает все разнообразие форм пейзажа, своей изящной и бойкой кистью выписывая каждый листик, каждую деталь.

Излюбленные им небольшие форматы холстов, как нельзя лучше отвечают его сокровенно-лирическому восприятию природы. Вместе с тем, уже в этих произведениях проявляется нечто свое, лебедевское, то, чего не знали венециановцы. Это — выписанные тонко, виртуозно и вместе с тем пластически выразительно детали. Они гармоничны и одновременно полны внутренней динамики.

Лебедев любит уходящие в глубину темные аллеи, игру солнечных лучей в кружевной листве деревьев и пятна солнечного света, словно прорвавшиеся сквозь эту листву и внезапно упавшие на дорожки. Любит сопоставлять детально написанный передний план и тающие в дымке дали, переливы интенсивных ярких красок на солнце, хотя большинство его пейзажей того времени еще сохраняет общий несколько темноватый свинцово-зелёный тон живописи.

В Италию художник отправился в мае 1834 года. Путь его лежал через Берлин, Дрезден, Вену. Знакомясь с галереями этих городов и внимательно присматриваясь к произведениям современных мастеров, пенсионер Петербургской Академии художеств очень трезво оценивает их достижения и укрепляется в своей приверженности к художникам прошлого. Клод Лоррен, Якоб Рейс-даль, Пауль Поттер — «вечные останутся образцы» утверждает он авторитет своих кумиров и остается верен им и в Италии.

Как и все пенсионеры Академии Лебедев, прибыв в Италию, обосновался в Риме. Его интересовало в этой стране всё — и ее яркая природа, и прекрасная архитектура, и простой народ в непривычных для русского глаза ярких одеждах. Его картины излучают свет. Они полны радости жизни и восторга перед красотой мира. Их называют романтическими. Да и как не быть романтиком, когда тебе всего двадцать пять лет, когда в тебе кипят жизненные силы, когда бескрайний мир расстилается перед тобой, когда все удается, когда настоящее прекрасно, а будущее кажется лучезарным, удивительным и бесконечным!


Карл Брюллов

В Риме он знакомится и сближается с Карлом Брюлловым, который был восхищен работами Лебедева и проникся к нему добрым расположением. И это не случайно.

Их творческие интересы, их восприятие окружающего имели много общего. Тот огонь души художника—творца прекрасного, то восторженное преклонение перед красотой мира, та патетика чувств и эмоций, которые все отчетливее обнаруживал в это время в себе Лебедев, и которые в благословенной Италии нашли особенно благоприятную почву для своего развития, не могли не встретить поддержки у Брюллова.

Брюллов помогает Лебедеву понять особую красоту итальянской природы, которой он был буквально упоен, постигнуть ее колорит, в чем молодой пенсионер, привыкший к северной природе и ее скупым краскам, испытывал на первых порах немалые трудности. Лебедев начинает сопоставлять детально написанный передний план и тающие в дымке дали, «зажигает» красные огоньки цветов и... юбок милых итальянских девушек в глубокой зелени листвы и травы.

В Италии Лебедев прожил не полных три года, но в эти три года, с необычайной быстротой совершенствуясь в Мастерстве, он сумел с большой полнотой выразить себя в своих творениях и воплотить в своем искусстве лучшие стороны русского романтизма, став его ярчайшим представителем в области пейзажа. Большинство картин  итальянского периода было написано в окрестностях Рима, а любимым пейзажным мотивом Михаила Ивановича является изображение аллеи, над которой шатром смыкаются деревья. Этот мотив он будет варьировать на разные лады в своих картинах. 

И в пейзажную живопись Лебедев войдет, прежде всего, как художник, почувствовавший очарование этих скрытых в чащах дубрав аллей, пронизанных солнцем и как бы специально созданных природой для человека, ищущего уединения и тишины. Лебедев никогда не предпочитал натуре свои вымыслы. У него была счастливая способность радоваться красоте мира, каждый раз заново переживая ее, как откровение. Это придавало даже самым натурным пейзажам, выходившим из-под его руки, налет праздничной преображенности.

Живя в Италии он работает в Альбано, Аричче, Неаполе, выезжает на остров Сорренто,  получает многочисленные заказы на воспроизведение тенистых троп и великолепия заднего плана своих картин. Пейзажи его раскупаются очень быстро, и ему приходиться, чтобы удовлетворить своих почитателей, делать с них по нескольку копий. Казалось, что впереди художника ждет европейское признание и слава.

Но... в Италии снова началась холера. Эта болезнь унесла в 1837 году множество жизней, в том числе и жизнь молодого, невероятно одаренного художника Михаила Ивановича Лебедева, творчество которого стало логическим продолжением искусства писания итальянских пейзажей, начатого Сильвестром Феодосиевичем Щедриным.  Лебедев стал одним из лучших мастеров пленэрного пейзажа первой половины XIX века.

Потрясенный случившимся, Карл Брюллов в письме к Ф.Ф.Рихтеру, бывшему вместе с Лебедевым в пенсионерской командировке в Италии, с болью писал: «Боже мой! Какие потери в один год: Пушкин и Марлинский-поэты, и Лебедев, коим Россия могла бы гордиться как лучшим пейзажистом в Европе».

Эту оценку творчества так рано ушедшего художника разделяли и все его современники. Имя М.И. Лебедева было впоследствии выгравировано на медали в память 100-летнего юбилея Императорской Академии художеств в числе лучших и выдающихся ее учеников. 

 

Филипп Геллер, Янина Анкудович

Подписывайтесь на наш сайт и на нашу страницу на ФБ «Золотой маятник». Ставьте лайки, пишите комментарии. Вы узнаете много нового и интересного о великих талантах: художниках, музыкантах, писателях...

Источники:

https://www.liveinternet.ru/users/4310082/post211279522

https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/02/19.html

Википедия

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *