Свободный художник Василий Тропинин... Часть вторая

В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. Возвращение в Москву было для него радостным. Снискав в Москве уважение и популярность, художник, тем не менее, оставался крепостным, что вызывало крайнее удивление и недовольство в кругах просвещенного дворянства.

Особенно хлопотали за Тропинина А.А. Тучков — генерал, герой 1812 года и коллекционер, П.П. Свиньин, Н.А. Майков. Однако граф Морков не спешил давать вольную своему крепостному живописцу, талант и человеческие качества которого он очень ценил. Это произошло только в 1823 году. На тот момент Тропинину было уже 44 года. За душой не было ни гроша, но зато он, наконец-то, получил долгожданную свободу. Хотя жена и сын Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет (они получили вольную только после смерти графа),  Тропинин сам должен был содержать себя и свою семью.

Василию Андреевичу предлагали место в графском доме и не только, но он решил заниматься делом всей его жизни и обратился в Императорскую академию художеств с прошением о присуждении ему звания художника. В сентябре 1823 года, за представленные в Академию живописные работы: портрет Е.О. Скотникова, картины «Кружевница» (со знаменитой «Кружевницы» Тропинин сделал целых семь копий – так велика была популярность этой картины) и «Старик-нищий», — он получил звание «назначенного в академики».

По правилам Академии, для получения звания академика художник должен исполнить большое поколенное (изображение фигуры до колен) изображение одного из членов Совета Академии. Весной 1824 года он приехал в Петербург, где написал портрет профессора-медальера К.А.Леберехта и был удостоен звания академика портретной живописи.

Тогда же мастер показал свои картины на академической выставке. Получив признание коллег и любителей искусства, Тропинин написал свой автопортрет. Статус свободного человека и художника Василия Андреевича Тропинина в обществе повысился: звание академика, и чин 10-го класса по Табели о рангах давали возможность поступить на государственную службу.

В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, близ Большого Каменного моста. Здесь, в своей мастерской, он и написал знаменитый портрет А.С. Пушкина.

В этом портрете художник отчетливо выразил свой идеал свободного человека. Домашний, взлохмаченный, порывистый, трогательный, мечтательный и собранный, но при этом все равно величественный и торжественный в своем домашнем халате – это Пушкин москвича Тропинина. Современники признавали поразительное сходство портрета с натурой. И домашний халат на Пушкине не выглядит пошло, это, как говорят искусствоведы, скорее римская царственная тога, это скорее одежда свободного (освобожденного) человека. Очень важный смысл в те годы для обоих – для вернувшегося из ссылки поэта и получившего вольную художника.

 

На 1830—1840-е годы приходится самое большое количество портретов, написанных Василием Андреевичем. Про художника говорили, что «он переписал буквально всю Москву». Он пишет портреты первых лиц города, государственных деятелей, дворян, купцов, актеров, писателей, художников.

От заказов не было отбоя. Но самым радостным событием для  Тропинина 1836 года оказалось знакомство с Карлом Павловичем Брюлловым. Н.А. Рамазанов ( известный скульптор, преподаватель Московского Училища живописи и один из первых историков русского искусства) вспоминает: «Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его. Не один раз случалось, что, приглашенный на роскошный обед аристократа, Брюллов изменял данному слову и приходил разделить за столом Василия Андреевича простые щи и кашу.»

Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. Василий Андреевич тоже был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Общение с Карлом Павловичем не прошло для него бесследно. Влияние Брюллова прокатилось по всему русскому искусству 1830—1840-х годов и вскоре у Тропинина также появляются произведения большого размера со всеми приемами и аксессуарами парадного портрета.

В 1855 году умерла Анна Ивановна. Василий Андреевич очень тяжело переживал смерть жены и из квартиры на Ленивке, где они прожили больше тридцати лет, переехал в Замоскворечье.

Василий Андреевич Тропинин оказал огромное влияние на творчество всех последующих поколений великих русских живописцев. Прожив долгую и творческую жизнь Тропинин умер 3 (15).05.1857 года. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище Москвы.

Память о крупнейшем мастере русского портрета бережно сохраняется в настоящее время. На углу улиц Волхонка и Ленивка, на стене московского дома, где более тридцати лет жил и работал Василий Андреевич, установлена памятная доска. В Замоскворечье с 1969 года существует Музей Тропинина и московских художников его времени.

Многочисленные произведения выдающегося мастера украшают залы Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Работы Василия Андреевича Тропинина хранятся в собраниях многих музеев и картинных галерей России. Он хорошо известен за рубежом как истинно русский и московский художник искусства России 19 века.

Янина Анкудович

Подписывайтесь на наш сайт. Вас ждет мир искусства, творчества и вдохновения!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *