«Русский Каналетто»

Если вы хотите увидеть уникальные художественные изображения исторической Москвы или Санкт-Петербурга конца 18 — начала 19 века — смело обращайтесь к творчеству замечательного русского живописца Федора Яковлевича Алексеева.

Федор Алексеев
«Виды Алексеева усилили интерес к облику старинных русских городов, к архитектурным памятникам отечественной старины. Они открыли собой новый тип пейзажей, продиктованный интересом к русской истории и памятникам древности.» Алексей Федоров-Давыдов, искусствовед, исследователь творчества Федора Алексеева.
Федор Яковлевич Алексеев — известный русский художник-пейзажист 18 века, первый мастер перспективной живописи и первый мастер городского пейзажа в России. В лиричных, с большой тонкостью исполненных полотнах художник запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни. Его привлекал пейзаж, в котором важнейшую роль играла архитектура. Творчество этого великого русского живописца трудно переоценить!

Федор Алексеев родился в 1753 году в Санкт-Петербурге, в семье сторожа Академии Наук. В 11 лет по прошению отца Федор поступает в Императорскую Академию Художеств. Изучает орнаментную скульптуру у Луи Роллана, натюрморт у Генриха Фондерминте, пейзажную живопись у Антонио Перезинотти. Оканчивает обучение в 1773 году с аттестатом 1 степени и награждается Серебряной и Золотой медалями и получает право на пенсионное продолжение образования за рубежом.

Панорамный вид на Царицыно

В 1773—1777 годах Алексеев проживает в Венеции, где учится мастерству театрального декоратора. На этом настояла Академия, поскольку своих театральных художников в России тогда не было. В Венеции художник познакомился с ведутой — очень популярным в то время жанром живописи, детализировано изображающим городской пейзаж. Федор изучает творчество выдающихся мастеров ведуты — Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Антонио Канале(Каналетто), Франческо Гварди, Джованни Пиранези.

По возвращении в Россию, с 1779 по 1786 годы, молодой художник работает декоратором Императорских театров. Помимо этого, как и другие выпускники Академии, он подрабатывает, создавая копии знаменитых картин западноевропейских художников. Мастерство художника оценила даже императрица Екатерина Вторая и пригласила его работать в Эрмитаж — делать копии шедевров музея.

Чаще всего это были пейзажи знаменитого итальянского живописца Каналетто, и вскоре Федора Алексеева прозвали «русским Каналетто». Он также занимается копированием произведений Б. Беллотто, К. Ж. Верне и др. В конце концов Федор Яковлевич  оставляет работу декоратора и полностью посвящает свое время живописи, занявшись любимым делом — пейзажем.

 

Сначала Алексеев пишет виды Санкт-Петербурга: Петропавловскую крепость и Дворцовую набережную. Город в работах художника предстает написанным очень точно, торжественным и грандиозным. Он любил Петербург, его картины напоминали полотна итальянских мастеров. Он брал похожую цветовую гамму, в основном светлые тона, и добивался эффекта «прозрачности» — казалось, что художник использует не масло, а акварель.

В 1794 году за свои пейзажи Алексеев получает звание академика. В 1795 году, после торжественного путешествия Екатерины II в Тавриду, Федор Яковлевич получает заказ и командировку в Крым и на Украину. Он изображает виды Херсона, Николаева, Бахчисарая. В письме он пишет:«...Я нашел столько прекрасных предметов для картин: виды Петербурга, Москвы и Юга...»

В 1800 году по поручению Павла I художник уезжает работать в Москву. Павлу так понравилась картина «Вид на Михайловский замок...», что Алексееву пожаловали за нее чин коллежского асессора. От имени государя ему заказали серию городских пейзажей Москвы.Император хотел увидеть на картинах времена Московской Руси. Кроме того, члены Академии художеств поручили Алексееву «снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношении историческом и археологическом».

Как настоящий мастер городского пейзажа, художник изображает Московский кремль, Красную площадь, городские храмы и улочки с удивительной точностью и достоверностью. Алексеев подошел к заказу ответственно: ему пришлось немало времени провести в архивах, чтобы изучить старые планы города. 

Красная площадь в Москве 1801 г.

В октябре 1800 года он писал графу Александру Строганову, президенту Академии художеств: «По усмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать: должно было решиться, и я уже начал первый эскиз площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для написания картины».

Именно «московская серия» стала вершиной его творчества. Небольшие акварельные зарисовки и монументальные полотна образовали целый цикл, который имел колоссальный успех. Федор Алексеев и его ученики: Александр Кунавин и Илларион Мошков — создали серию московских пейзажей, которые изображают знаменитые архитектурные сооружения, многие из которых уже утрачены: церкви и монастыри, усадьбы и резиденции.

Среди наиболее значимых работ этого периода «Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке», «Вид на Страстную площадь в Москве», «Панорамный вид села Коломенское» и другие. В 1801 году художник лично подарил императору Александру Первому самую прославленную из этих работ — картину «Красная площадь в Москве». В это время на него посыпались заказы от самых знатных фамилий России и ведущих музеев. 

Виды «Первопрестольной» принесли Алексееву славу также за рубежом. Оценили произведения художника и в Академии — Федора Яковлевича пригласили преподавать. С 1803 Алексееву поручили вести класс" перспективной живописи"( в Академии художеств), где он обучал воспитанников основам работы с пейзажем.

Его также удостоили звания советника. Но художник продолжает заниматься и собственной живописью — снова пишет виды Санкт-Петербурга.Теперь он больше внимания уделяет городской жизни обывателей, изображает людей на фоне помпезных классических зданий столицы. Колорит работ стал гораздо теплее, графика обрела «плотность», формы стали более отчетливыми. Алексеев изобразил виды Английской набережной, Адмиралтейство, Казанский собор, Васильевский остров.

В последних своих работах, как отмечают искусствоведы, Федор Алексеев начал отходить от школы Каналетто и академизма. Он добавил в свои картины легкую небрежность и изысканную декоративность.«Когда Алексеев только Каналетто, то он интересен и им искренно любуешься; когда же он становится самим собой — Федором Алексеевым, он сразу преобразуется в значительнейшую фигуру в русском искусстве, в художника, оказавшего огромное влияние на русский пейзаж первой половины XIX века.» Игорь Грабарь, искусствовед, живописец и реставратор. 


До последних лет жизни Алексеев работал в Академии художеств, параллельно продолжал писать картины. 19 ноября 1824 года на Петербург обрушилось самое разрушительное наводнение за всю историю города, и художник решил его запечатлеть. Через несколько дней после своей последней зарисовки, 23 ноября 1824 года, « Русский  Каналетто» скончался. Ему был 71 год. Федора Яковлевича Алексеева похоронили на Смоленском православном кладбище Петербурга.

Художник оставил нам виды Москвы, Санкт-Петербурга и других русских городов, переданных с удивительной точностью и вниманием к деталям. Глядя на его картины интересно сравнивать, как города выглядели тогда, и что с ними происходит сейчас. Работы Алексеева хранятся в Третьяковской галерее и Государственном русском музее.

Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости

Искусство Федора Яковлевича Алексеева явилось важным этапом в формировании традиций Национальной школы живописного пейзажа. Его произведения очень привлекательны и ценны для современников и потомков возвышенностью и художественным совершенством образов. По воле художника, сохранившего для потомков облик русских городов рубежа 18-19 столетий в своих произведениях, его картины стали важнейшими и ценнейшими историческими документами нескольких царствований и двух интереснейших эпох русской культуры и истории.

Филипп Геллер. Анна Касаткина.

Подписывайтесь на наш сайт. Регистрируйте своих друзей. Наслаждайтесь нашей коллекцией русской живописи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *