Известность, забвение, возрождение...

Генрих Семирадский

Мастер создания атмосферы: атмосферы природной и атмосферы действия. Он умело соединял их с занимательным сюжетом, и поэтому академическая риторика, мотивы и позы, равно знакомые и привычные публике, давно ставшие штампами, выглядели у него по-новому, а сам художник казался чуть ли не новатором. Речь идет о представителе поздней академической живописи, польско-русском художнике Генрихе  Ипполитовиче Семирадском.

Генрих Семирадский родился 24 октября 1843 года в слободе Ново-Белгород (ныне посёлок Печенеги), около Харькова, в семье врача Ипполита Семирадского — офицера драгунского полка царской армии. В 1850 году Ипполит Семирадский был удостоен потомственного дворянства. Мать Генриха — Михалина Прушиньская. Семья сохраняла католическое вероисповедание, польские национальные традиции и язык в быту. В 1871 году И.Семирадский вышел в отставку в чине генерала и перебрался на постоянное жительство в Варшаву.

Первые уроки рисования Генрих получил во время обучения во Второй Харьковской гимназии у Дмитрия Ивановича Безперчего — ученика Карла Брюллова. Под влиянием Безперчего сформировались вкусы, и определились пристрастия молодого художника в искусстве — академический классицизм.

Отец Семирадского одобрял художественные занятия сына, но полагал, что искусство не может быть способом заработка для уважающего себя человека, и прочил Генриху научную карьеру.

В 1860 году, уступив воле отца, Генрих Семирадский поступил на естественное отделение Харьковского университета на физико-математический факультет. И в 1864 году его окончил со степенью кандидата физико-математических наук.

Успешно занимаясь в университете, Семирадский продолжал общаться с Д. И. Безперчим и брать у него уроки. Из ученических работ его сохранилось только несколько графических листов, которые по ряду причин художник сохранял в римской мастерской. В 1979 году наследники художника передали их в коллекцию Национального музея в Кракове. В основном это жанровые зарисовки, самый ранний сохранившийся образец датируется 1860 годом. Живописные работы харьковского периода, к сожалению, утрачены.

В сентябре 1864 года Генрих, против воли родителей, отправляется в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств (сначала был принят вольнослушателем). Остановившись по пути в Москве, Семирадский, посещая Московский публичный музей, тщательно изучал картины. Впоследствии, некоторые изученные приемы при изображении людей и пейзажей твердо вошли в детали его работ. Также он серьезно увлекся театром, в основном — балетами М.Петипа и А. Сен-Леона.

Музыка стала неотъемлемой частью жизни художника. Семирадский регулярно посещал концерты и музыкальные театры. В письмах родным (друзьями в Петербурге он так и не обзавёлся) художник описывал впечатления от опер, а также декораций к ним, и даже написал эскиз к спектаклю «Ангел смерти избивает всех первенцев Египта», за который в 1865 году был удостоен  удостоен малой серебряной медали. До конца своих дней Семирадский писал монументальные произведения для любимой Польши: для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии, и даже создал занавесы для Краковского и Львовского театров.

В 1866 году он подал прошение о переводе из вольнослушателей в ученики, Советом Академии оно было удовлетворено. Генрих Семирадский был зачислен в натурный класс, где его преподавателями стали Б.Виллевальде и К.Вениг.

Уже на осеннем экзамене 1866 года он был удостоен сразу двух серебряных медалей за рисунок с натуры и натурный этюд. В 1868—1869 годах три его этюда (один из них-«Разрушение Содома и Гоморры») были отмечены денежными премиями (две работы по 100 рублей)  и благодарностями Совета Академии. Этюды хранились, как образцовые и даже были репродуцированы в журнале «Художественный автограф». Несмотря на успехи, Семирадский жил в большой бедности, а просить помощи у родителей он стеснялся.

Для заработков Семирадский писал миниатюрные портреты на слоновой кости с фотографий и брался за самые разнообразные заказы. В годы обучения в Академии круг общения Семирадского был узок, как по замкнутости его характера (он трудно сходился с людьми), так и по причине большой эрудиции, которой было трудно соответствовать. Товарищем Семирадского со временем сделался его земляк Илья Репин.

Еще в 1868г. художник награждается малой серебряной медалью за картину «Диоген, разбивающий чашу», а в 1870 за программную картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни» большой золотой медалью. В том же году выпускается из Академии со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу сроком на шесть лет.

В 1871–1877 годах Генрих Семирадский — пенсионер Императорской Академии Художеств. Осенью 1871 он отправляется в долгое путешествие за границу, которое начинается Германии, Мюнхена, бывшего тогда одним из крупнейших в Европе художественных центров, где знакомится с творчеством Карла фон Пилоти и Каульбаха.

В Мюнхене он написал первое свое крупное произведение — «Римскую оргию блестящих времен цезаризма». Картина имела успех, ее приобрела Петербургская Академия Художеств, что позволило художнику переехать надолго в Италию, куда он и отправляется весной, в апреле 1872 года. Некоторое время находится во Флоренции, а в мае селится в Риме. Там, по заказу великого князя Владимира Александровича,  он пишет картину «Христос и грешница» на сюжет одноименной поэмы А. К. Толстого, за которую удостаивается звания академика.

Римская оргия блестящих времен цезаризма

В Италии, где все пронизано красотой и искусством, Семирадский много и плодотворно работает над большими полотнами. Картины, написанные в этот период времени, имели особенно большой успех. Одна из них — «Христос и грешница», принесла не только успех, но и всеевропейскую известность.

Христос и грешница

В 1873 в Вене была организована Всемирная выставка, где за это произведение Генриха Семирадского отмечают медалью «За искусство».  В ней хорошо видны основные особенность его творчества, в котором композиция, в целом, весьма эффектна, где фигуры не имеют особого интереса, а  важен пейзаж, помогающий создать общее впечатление… В 1874 художник экспонирует «Грешницу» на специальной выставке в Варшаве, пожертвовав доход от от экспонирования в пользу нуждающихся польских художников. Кстати, художник всегда был отзывчив к нуждам других. Материально помогал молодым польским художникам, искал мастерские для пенсионеров Академии...

В более поздних картинах на евангелистскую тему, например, «Христос в доме Марфы и Марии»(эта картина была куплена правительством России для музея Императорской Академии художеств) пейзаж уже главенствует, а картина художника — «Христос и самаритянка»  почти совсем лишена повествовательности. Это пронизанный солнцем пейзаж, в который мастерски, со всей пронзительностью, вписаны фигуры Христа и женщины у колодца.

Светочи христианства. Факелы Нерона

Гигантская (3,85 х 7,04 м) картина, одна из наиболее знаменитых исторических композиций художника, «Светочи христианства. Факелы Нерона» официально завершила пенсионерство Семирадского. На ней изображен заключительный эпизод первого гонения на христиан. Император Нерон с приближенными наблюдают, как слуги зажигают огромные факелы, в которые превращены опутанные паклей и обмазанные смолой христианские мученики.

Генрих Семирадский не был мастером психологической и пластической характеристики, не был даже оригинальным рассказчиком, но он умел «поставить» зрелище в целом, создать общее впечатление. Он был, условно говоря, пейзажистом исторического жанра. Картина принесла художнику академическое звание профессора и Гран-при на Всемирной выставке в Париже и была показана во многих европейских городах: Риме, Вене, Мюнхене, Берлине, Петербурге, Варшаве, Кракове, Львове, Париже, Познани, Праге, Москве, Лондоне, Цюрихе, Дрездене, Стокгольме, Копенгагене и Амстердаме. В 1876 году Семирадского признают членом Академий художеств в Берлине, Стокгольме, Риме, Турине и Париже. Эту картину художник подарил Краковскому музею.

В перерывах между исполнением больших полотен Семирадский писал многочисленные «античные жанры»: «По примеру богов», «Танец среди мечей», «Песня рабыни» и др. На фоне прекрасной природы показана жизнь, какой, вероятно, никогда не было в действительности. Жизнь-мечта…

Танец среди мечей

Пенсионерство закончилось, но художник сохраняя контакты с Академией Художеств, решает остаться в Риме, в своей мастерской. Однако, летние месяцы предпочитает проводить в своем имении Стражалков под Новорадомском, близ Ченстоховы.  В 1878 году галерея Уффици во Флоренции заказывает Семирадскому его автопортрет, что по тем временам считалось высшим признанием таланта художника.


Семирадский. Автопортрет

Живя и работая в Италии Семирадский участвует во многих международных выставках и получает заслуженные награды: в 1876 был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Филадельфии за картину «Продавец амулетов». Вероятно, примерно, в 1936 году варшавский кондитер Мечислав Броневский купил у Леопольда Кроненберга картину Генриха Семирадского «Продавец амулетов».

Полотно было создано по заказу секретаря Петербургской Академии художеств Павла Ищеева. Картина, изображавшая девушку, рассматривающую амулеты у чернокожего продавца, украшала стену салона в здании, ныне являющимся памятником архитектуры. Полотно висело на этом месте вплоть до начала Варшавского восстания, когда, вероятно, было украдено.

В 1878 Семирадский был награжден большой золотой медалью и орденом Почетного легиона на Всемирной выставке в Париже за картины «Светочи христианства» («Факелы Нерона») и «Трудный выбор» («Женщину или вазу»), а в 1880 — золотой медалью на Международной выставке в Мельбурне за картину «Исаврийские пираты, продающие добычу» («В логове пиратов»).

Художник представлял свои работы на академические выставки (1872–1889, с перерывами), выставки Московского общества любителей художеств (1880–1882), Общества поощрения художеств (1886), Санкт-Петербургского общества художников (1898 и 1903). Проводил персональные выставки во Львове, Москве и Петербурге. В 1889 картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» была приобретена с персональной выставки Александром III и легла в основу коллекции Русского музея.

Фрина на праздника Посейдона в Элвзине

Художник много работал в области монументальной и декоративной живописи. В 1876–1879 Семирадский был привлечен к росписи Храма Христа Спасителя в Москве. В 1883–1884 он написал две композиции («Похороны руса в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году») для оформления зала Х века Российского Исторического музея.

Семирадский расписывает дворец графов Завишей в Варшаве, пишет композиции «Апофеоз Коперника» и «Въезд Георгия Оссолинского в Рим»для  библиотеки варшавского университета, алтарную картину для костела в Кракове, образ «Евангелиста Луки» и композицию «Мученичество Св. Тимофея и его жены Марии» для Исаакиевского собора в Петербурге, создает плафоны «Аврора» и «Весна» в доме Ю. С. Нечаева-Мальцева в Петербурге, алтарные композиции «Воскресение» для костела Всех Святых в Варшаве и «Вознесение» для костела монашеского ордена Воскресения Христова в Риме, «Распятие» для польского костела в Харькове.

Генрих Ипполитович Семирадский — крупнейший представитель академического, «салонного» искусства в России второй половины XIX века. В своем творчестве мастер отдавал предпочтение сюжетам из античной и раннехристианской истории, но в то же время писал и портреты, и картины на светскую тематику. Произведения художника в основном представляют собой большие многофигурные композиции, отличаются мастерством построения, тщательностью рисунка, светлым колоритом, детальной разработкой эффектов солнечного освещения. Нужно сказать, что критики и художники часто критиковали Семирадского, но публике работы художника нравились: разноцветный мрамор, множество мелких и хорошо прописанных аксессуаров, душевные трепетные сюжеты.

Последние годы жизни Семирадского были омрачены мучительной и редкой болезнью – раком языка. Он умер 23 августа 1902 года в своем имении Стржалков. Художника похоронили на варшавском кладбище Повонзки рядом с могилами отца и матери, но через год его прах был перезахоронен в краковском костеле «На скалке» в некрополе крупнейших деятелей польской культуры.

Многочисленные отклики в печати на смерть Семирадского были единодушны в одном: «Умер последний классик русского искусства».

После смерти Семирадский был незаслуженно забыт и долгое время находился в забвении, но прошли десятилетия, и были организованы ретроспективные выставки художника, которые состоялись в Варшаве (1939), Лодзи (1968), Кракове (1980), Львове (2002).

Сейчас интерес к художнику снова возродился. О нем стали писать, рассказывать на экскурсиях в музеях. Очень надеемся, что наша статья вам тоже понравится и внесет свежую струю в историю об этом прекрасном мастере 19 века.

Его произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Национальном музее в Кракове, Львовской государственной картинной галерее, галерее Уффици во Флоренции и других.

Филипп Геллер, Янина Анкудович

Редакция Анны касаткиной

Подписывайтесь на наш сайт и на страницу Фейсбука «Золотой маятник». Посещайте музеи всей семьей. Наш профили в Инстаграм:  anna12era.vodoleya (Анна Касаткина); ianinaankudovich (Янина Анкудович); filipp_von_geller (Филипп Геллер).

Источники:

http://ru.wikipedia.org/

http://artinvestment.ru/auctions/1346/biography.html

http://www.ippo.ru/news/article/genrih-semiradskiy-biografiya--202576

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62532643