История взяла верх...

Вячеслав Григорьевич Шварц родился 22 сентября (4 октября) 1838 года в Курске. Свои детские годы он провел на Кавказе, где его отец, генерал-лейтенант Григорий Ефимович Шварц, участник войны 1812 года, был начальником Джаро-Белоканского военного округа и лезгинской кордонной линии.

В 1846 году восьмилетний Вячеслав вместе с матерью переехал в Москву, где продолжил заниматься рисованием под руководством бывшего ученика Московской рисовальной школы С. Щёголева. Способности у мальчика были отличные и не только к рисованию. С десяти лет он уже хорошо знал французский, немецкий и английский, а впоследствии научился ещё и итальянскому языку.

В 1847 году молодой Шварц был пожалован в пажи Императорского Двора, но в Пажеский Корпус не поступил. В 1851 году, когда ему было 13 лет, его привезли в Петербург и отдали сначала в пансион Спешнева, а год спустя — в Императорский Александровский Лицей. Там юноша успел обратить на себя внимание лицейского учителя рисования Василевского и сделал под его руководством громадные успехи.

Вторым его учителем рисования за лицейский период стал известный пейзажист А. И. Мещерский, с которым он начал пробовать живопись масляными красками. 24 мая 1859 года Вячеслав Шварц был выпущен из Лицея первым и с золотой медалью. Получив чин IX класса он в том же году поступил на службу.

В сентябре 1859 года, с разрешения своего начальства, Шварц поступает вольнослушателем в Петербургский Университет «по части восточных языков» и сразу увлекся лекциями профессора Н.И.Костомарова по истории, к которой всегда чувствовал склонность. Одновременно художник посещает батальный класс Императорской Академии Художеств, возглавляемый профессором Б. П. Виллевальде, так как очень хотел заниматься именно батальной живописью.

Но...история взяла верх, дав новое направление в русской школе искусств. Молодой человек переводится в натурный, а затем и в исторический класс, где уже в 1860 г., заслужил серебряную медаль за рисунок «Свидание князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием». Академию Вячеслав Григорьевич оканчивает со званием классного художника 3-ей степени.

Интерес к истории, посещение батального класса, привели Шварца к выбору тематики своих работ. В отличие от своих предшественников, художник не стремился передать героическое начало, высокую гражданственность.  Тем не менее, его картины, посвященные русской истории XVI–XVII веков, интересны своим глубоким проникновением в человеческую сущность, стремлением передать душевные переживания отдельной личности.

В начале 60-х годов Шварц обратился к эпохе правления Ивана Грозного. Многие современники мастера видели в нем жестокого тирана, проводя аналогию с деспотизмом самодержавной власти второй половины XIX столетия. Шварц же пытается в своих картинах раскрыть личность царя глубже и объективнее. Он создает композицию «Взятие Казани Иоанном Грозным в 1552 году», в которой еще еле заметен интерес к личности царя.

Но позже художник создаст одну из лучших работ об Иване Грозном — «Иоанн Грозный у тела убитого им сына», которая находится сейчас в Третьяковской галерее. В последующие годы именно шварцевский образ Ивана Грозного служил прототипом для большинства живописцев, изображавших русского царя.

«Иоанн Грозный у тела убитого им сына»., холст, масло ГТГ

Не идеализируя царя, автор в то же время показывает глубину его страданий. Для того. чтобы усилить ощущение трагичности, Шварц затенил все детали и интерьер, осветив лишь фигуру Ивана Грозного, сидящего у ложа убитого им сына. Темнота, окружающая царя, передает обстановку русских теремов, тесных, с низкими сводами, и в то же время создает впечатление безмерного горя, охватившего правителя Руси. Слабый свет, льющийся из окна, лишь усиливает тревожное, напряженное чувство.

Всем своим творчеством Шварц порывает с академическим обыкновением изображать лишь «высокие» моменты истории, демонстрируя, что, если отключиться от «костюмной» стороны, то они окажутся, в сущности, принадлежащими бытовому жанру. В многочисленных рисунках и акварелях художника легко осуществляется шаг от любимых в середине века социальных типов к типам историческим.

Въезд Шуйского и Делагарди в Москву

Более того — популярная в кругу современных Шварцу жанристов сцена «игры в шахматы» переносится им в XVII столетие — и получается «Сцена из домашнего быта русских царей». Этнографическая точность и внимательность, с которыми Шварц выписывает узор на скатерти, а также орнаменты печи, кресла и поставцов (невысокие шкафы для посуды) не мешают ему трактовать сюжет с поэтическим чувством и мягким юмором. Чего стоит одна кошка, трогающая лапой упавшие фигуры!

Юмор и поэзия, согревающие его исторические зарисовки, снимают с них налет музейной правильности и классификации. Сочетание серьезности — в стремлении уловить на холсте или бумаге атмосферу прошедшей жизни, и взрывающего эту серьезность чуть пародийного, немного отстраненного видения, позволяет разглядеть за историческим образом фигуру художника, всматривающегося вдаль веков, одновременно, с уважением и улыбкой.

В.Шварц «Сцена из домашней жизни русских царей» (1865 г.)

В 60-е годы Шварц много путешествует: в 1862 живёт в Германии и посещает Дрезден, Кёльн, Франкфурт-на Майне, Майнц, но останавливается и живёт во Франции, в Париже (1863-64). Здесь же в Париже он успел поработать у известного жанриста-колориста Жюля Лефевра (фр. Jules Joseph Lefebvre) и известного художника Жана-Леона Жерома. Много работает с натуры, делая этюды, как в самом Париже, так и в Фонтенбло и Барбизоне. Из крупных работ в этот период был сделан рисунок «Игумен Даниил перед Балдуином I».

 

Наконец Шварц возвращается в Россию. Первую половину 1865 года он проводит то в Москве, то в Петербурге, то в деревне в Рязанской губернии, а на осенней академической выставке 1865 года появляется его картина «Вербное Воскресение во времена Алексея Михайловича», и Академия Художеств присуждает ему за неё звание академика исторической живописи, а Русское Археологическое Общество избирает его своим действительным членом.

Вербное воскресение во времена Алексея Михайловича

С осени 1865 года начинается период полной зрелости таланта Вячеслава Георгиевича. Период этот ознаменован рядом самых значительных его произведений. Тут им написаны «Стрелец XVI века», «Воевода времен царя Алексея Михайловича». Зимой 1865—1866 года он выполняет рисунки для постановки на Императорской сцене драмы графа А. Толстого: «Смерть Ивана Грозного». В 1866 году он пишет «Схимника», «Русское посольство при дворе германского императора», делает рисунок «Плач Ярославны» и, наконец, зимой 1866—1867 года оканчивает одно из капитальнейших своих произведений: «Посольский приказ в Можайском уезде».


Орден Почетного Легиона

Жан-Луи Мейссонье

В начале 1867 года Шварц снова уезжает за границу, будучи командирован Академией, в Париж — для устройства на всемирной выставке художественного отдела России. За «распоряжение» на выставке он получает две медали: золотую и бронзовую, и орден Почётного Легиона.

Кроме того, международное жюри присуждает ему за его картину «Голштинские послы в посольском приказе» золотую медаль. В Париже Шварц окончил начатую им ещё в России маленькую картинку: «Патриарх Никон», одно из лучших своих произведений. Там же он познакомился с Мейссонье и под влиянием этого художника значительно исправил свой колорит.

 

Осенью 1867 года Шварц ездил из Парижа в Веймар, где пробыл два месяца, принимая участие в постановке на веймарской сцене пьесы «Смерть Иоанна Грозного» графа А. Толстого, а в последних числах декабря 1867 года вернулся в Россию, перенеся перед отъездом из Парижа мучительную болезнь, так называемую «бронзовую».

Последние рисунки и картины были исполнены в 1868 году: «Обряд поднесения перчатки на царской соколиной охоте»(позже он пишет картину с одноименным названием) и «Наречение царской невесты царевной», а летом 1868 года он напишет свою последнюю картину: «Вешний царский поезд на богомолье во время Алексия Михайловича».

Жизнь художника обрывается очень рано и внезапно-он скончался в возрасте 31 года, в 1869 году, от болезни почек...

Шварц не стремился, подобно многим современным ему живописцам, обнажать в своих картинах социальные противоречия. А в то же время правдивое изображение реалий XVII столетия, противопоставление богатого царского поезда обстановке нищей деревушки сближает творение художника с демократическим искусством русских жанристов второй половины XIX века.

Еще в 1862 году он делает несколько иллюстраций к «Песне о купце Калашникове» и к «Князю Серебряному», что также показывает отсутствие социальных противоречий и показывает портретный психологизм исторической личности.

Вячеслав Григорьевич Шварц является родоначальником новейшей русской живописи, на его творческие находки в будущем будут опираться Илья Репин, Николай Ге и многие другие... В своих картинах Шварц, который замечательно знал быт, нравы людей России 16 и 17 века, «ставит зрителя лицом к лицу с историческими героями, всецело воскрешает их характер». Шварц увлек своим примером многих художников на путь подробной и точной обработки русских исторических тем.

Характерные черты творчества Шварца (психологизм образов, введение мотивов национального русского пейзажа, достоверное и поэтичное изображение быта прошлых эпох) делают художника основоположником нового — историко-бытового жанра в русской живописи.

Владимир Владимирович Стасов писал о нем : « Как от „Свежего кавалера“ Федотова пошла наша бытовая живопись, так от „Ивана Грозного“ Шварца пошла настоящая историческая живопись...»

Янина Анкудович

Подписывайтесь на наш сайт. Приобщайтесь к миру искусства и живописи. Знакомьтесь с новыми именами и творчеством талантливых людей.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/

http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1138-shvarc.html

https://design.wikireading.ru/13763

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *