Balletto — маленький танец?

 Если ты можешь говорить, ты можешь петь. Если ты можешь ходить, ты можешь танцевать. Народная пословица      Мы должны считать каждый день потраченным впустую, в который мы не танцевали хотя бы раз. Фридрих Ницше  Разве Ницше не говорил, что он не поверил бы в бога, который не может танцевать? Я тоже. Айседора Дункан.

Танец, прародитель балета как искусства, уходит корнями в глубь веков. Он просто присущ человеческой природе, универсальный язык, понятный без слов, передающий любое состояние души: радость, любовь, грусть и боль…

Не случайно все религиозные традиции древних обязательно сопровождались священными танцами. Танец становился способом общения с божеством, поклонения ему, отгонял злых духов, соединял человеческие души с танцем мироздания. Одно из древнейших упоминаний танца — в Илиаде Гомера (IX-VIII вв. до н.э.), где описывается chorea (греч."хоровод, пляска"). Аристотель приравнивал танец к поэзии, греческие скульпторы изучали позы танцоров, о чем мы можем судить по римским копиям. А какие чудесные, воздушные изображения танцовщиц на фресках из Помпеи!

Да и сейчас, в буддизме, например, танец по-прежнему остается важной частью ритуалов, когда священные танцы, призванные освободить людей от плохой кармы и указать путь к небесному раю, исполняются монахами во время праздников. Об этом французский фильм «Небесный танец Бутана.

Но вернемся к балету. Как особое искусство балет зародился в Италии, примерно, в XV веке, в Эпоху Ренессанса. Тогда расцвели различные виды искусства под покровительством могущественных итальянские герцогов, конкурировавших между собой, в частности, в представлении причудливых дорогостоящих развлечений, обязательно включавших танцы. Профессиональных танцоров не было, их место занимали придворные.

Но все-таки колыбелью балета считается Франция. Произошло это в XVI веке благодаря Екатерине де Медичи, ставшей королевой Франции в 1547 году. Она ввела при французском дворе танцевальные балы по образцу итальянских. Французский термин “ballet” произошел от итальянского “balletto”, “маленький танец”. Одаренный итальянский скрипач, композитор и хореограф Бальтазарини де Бельджозо (или по-французски, Balthasar de Beaujoyeulx) стал главным организаторов этих развлечений. Его “Ballet Comique de La Reine” (1581 г.) считается первым балетом, в котором впервые сочетались поэзия, инструментальная музыка, танец и театральное оформление.

В основу представления был положен древнегреческий миф о Цирцее — волшебнице, превращавшей мужчин в животных. Чтобы зрители поняли историю, им раздавали копии стихов, исполняемых в балете, прообраз современного либретто. Конечно, техника танцев была весьма ограничена, но костюмы и декорации блистали пышностью. Балет имел огромный успех, его стали ставить при других королевских дворах Европы.

(9)В XVII веке подобные представления при дворах, так называемые куртуазные балеты, стали очень популярны. Особого совершенства и пышности они достигли во времена правления французского короля Людовика XIV, который сам очень любил принимать в них участие. Королевский дебют состоялся в  (Портрет Людовика XIV в костюме Аполлона)  “Балете ночи” (Le Ballet de la nuit), поставленном в 1653 году. Балет длился 12 часов, от заката до утра, в нем было 45 танцев. Король выступал в 5 из них.

В 1661 году Людовик организовал Королевскую Академию танца (Académie Royale de Danse), чтобы готовить балерин для выступлений при дворе и развивать балетное искусство. Но по-настоящему история балета началась с 1673 г., когда король назначил Жана — Батиста Люлли директором Королевской академии музыки (Парижской оперы), из которой впоследствии выросла старейшая балетная труппа, Le ballet de l’Opéra national de Paris.

Балет пока еще оставался только частью таких жанров, как комедия-балет, опера-балет, и только с середины XVIII века, благодаря французскому балетмейстеру и реформатору Жан-Жоржу Новерру (Jean-Georges Noverre 1727—1810) балет становится самостоятельным сценическим искусством. С 1982 года по решению ЮНЕСКО день рождения Новерра — 29 апреля, отмечается как Международный День танца.

При Новерре балет из бессюжетного добавления к опере наполняется драматическим действием, танцоры больше не выступают в масках, и пантомима подчиняется танцу. Новерр опубликовал свой теоретический труд «Записки о танце и балете» (Lettres sur la danse et les ballets), переведенный в последствии на многое европейские языки, в том числе и на русский. «Записки» были  изданы в Санкт-Петербурге в 1803—1804 гг. в 4-х томах.

Об истории танца и балета в России мы продолжим говорить в следующих выпусках.

Саша Загорская.

Подписывайтесь на наш сайт. С нами интересно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *