Волшебная «Жизель»...

Горячий отзыв-впечатление сразу после спектакля. Для истинных балетоманов и всех почитателей этого искусства!

Абсолютно волшебная «Жизель» была 9 августа с.г. в Новой опере в постановке Театра классического балета Касаткиной и Василева! Легендарная и уже историческая постановка Леонида Лавровского, замечательные артисты! Сегодняшний спектакль можно было бы назвать выдающимся, если бы не одно НО, о котором я скажу чуть позже...

Кордебалет сегодня был просто чудесен, почти идеален. Виллисы получились отменные. Двойка виллис — Ольга Старикова и Екатерина Силантьева, очень порадовали, все получилось ровненько, чётко и очень легко. Крестьянское па-де-де Галина Гармаш и Сергей Кузьмин было исполнено почти образцово (есть небольшие «придирочки» к адажио). Галина Гармаш, как всегда, была воздушна как перышко, особенно в вариации, просто огромная радость смотреть на ее танец.

Из пантомимных персонажей хочется, прежде всего, отметить Берту Ирины Гришиной! Очень глубокое исполнение этой роли! Браво! Батильда Полины Кыровой тоже очень удалась! Мирта Ирины Довидовской, одно слово-замечательно! Потрясающий прыжок, четкость поз, суровость, которая и должна быть у Повелительницы Виллис, и при этом невероятная «лёгкость»!  Отдельное браво-браво!

Ганс Дмитрия Кожемякина— очень продуманный образ, абсолютно нет той искусственности и архаичности, с которой исполняют эту роль, например в Большом! Его герою хочется искренне сопереживать. Ну, а про его   феноменальную технику и говорить-то нечего! Спасибо, что стряхнули пыль с этого образа, герой интересен и очень понятен современному зрителю.

Николай Чевычелов и Екатерина Березина

Феноменальный танцовщик и, прежде всего, актёр — Николай Чевычелов! Наряду с Николаем Максимовичем Цискаридзе, Чевычелов мой любимый Альберт! Избавив этот образ от штампов и скуки, с которыми принято исполнять этот образ, он внес в него динамизм и новое дыхание!

 

Не знаю почему, но у меня было предчувствие, что сегодняшний спектакль, с участием Екатерины Березиной, станет большим событием в моей жизни! Интуиция меня не обманула.

Буквально на днях, случайно наткнулся на исполнение Жизели Галиной Улановой (1956 года) и решил, так сказать, освежить воспоминания. Я обнаружил, что в данной кинозаписи Галина Сергеевна танцевала партию Жизели, когда ей было уже 46 лет (на сцене Большого театра тогда шла замечательная постановка «Жизели» Леонида Лавровского). Удивительно, что героиня, танцующая сегодняшний спектакль, находится в том же возрасте, что и Уланова в тот далекий год, и танцует она в той же постановке Леонида Лавровского — вот такая мистика!!!

Наталия Касаткина, основательница Театра и великая характерная танцовщица, так говорит о Екатерине Березиной: «Талантливых и даже гениальных может быть немало, а вот единственных… Единственными были Галина Уланова, Марина Семенова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Наталья Бессмертнова.

Балерина Екатерина Березина сегодня встает в этот ряд. В ней соединены совершенство от природы, профессиональное совершенство и совершенство ее внутреннего мира. Поэтому зрители специально приходят на ее спектакли, чтобы плакать и радоваться вместе с ее героинями.»⠀

Итак, что же можно сказать о Жизели-Березиной?!

В первом акте с ее стороны нет никакой излишней инфантильности или «деревенскости". Березина в первом акте исполняет Жизель в романтической, старофранцузской манере-безупречно. Абсолютно ничего лишнего: ни в танце, ни в пантомиме. Даже почему — то хочется сказать про классическую манеру исполнения, уж очень «идилличной» (в хорошем смысле) получилась Жизель.

Сцена сумасшествия тоже получилась интересной: была исполнена приглушенно, даже несколько «интеллигентно». Кстати, редко когда можно сказать про современных Жизелей это слово, последняя «интеллигентная» Жизель была на мой взгляд Наталья Бессмертнова, из современных исполнительниц такая Жизель только одна — Ольга Смирнова в Большом.

Второй акт был проведён Березиной также безупречно. Мирта обращает внимание на новую могилу. Она направляет жезл на неё. Выходит Жизель. Пока она скована, её новая сущность ещё находится внутри неё. Мирта направляет свой жезл на Жизель, и она начинает танцевать...

Что это? Наваждение?!! Движения Березиной в знаменитом выходе Жизели- абсолютный «привет» из того, загробного, быть может, даже дьявольского мира... Ночная Валькирия все кружится и кружится, её адская жажда танца не знает предела! Застывая в "хищном " арабеске, она убегает за кулису… ⠀

В следующий раз Жизель-виллиса появляется, когда к её могиле приходит Альберт... Её видение мучает Альберта, он никак не может её поймать. В конце концов, ему удаётся это сделать. Жизель у Березиной не выглядит хрупкой «сильфидной» виллисой, как у многих, нет. Скорее она напоминает печальную кладбищенскую статую. Её омертвелые, ледяные руки протягиваются к Альберту... Настроение Жизели-виллисы – это безутешная скорбь. Ничто не вызывает в ней волнений, не заставляет ожить её прекрасную душу.

В знаменитом большом дуэте её лицо с опущенными глазами не освещается никакими эмоциями, вечная Печаль читается на нем. Жизель теперь абсолютно холодна к чувствам Альберта, простить его она не в силах. Однако не спасти его она не может...

Занимается утро. В лучах наступающего солнца Жизель-видение исчезает. "Белый цветок, который она бросает Альберту, тяжелой мраморной слезой падает из ее руки, и она навсегда удаляется туда, откуда ее вызвали ночью... Несомненно, это было одно из самых необыкновенных исполнений Жизели, которое я видел. Браво, Екатерина Березина!

Ну, а теперь главное «НО» сегодняшнего спектакля!

Совершенно отвратительная игра оркестра Новой Оперы под руководством заслуженного (!) артиста РФ Евгения Самойлова. Весь первый акт была сплошная фальшь (практически, у всех инструментов), несинхронность и абсолютно ненормально быстрые темпы в некоторых местах! В Крестьянском па-де-де, в вариации Сергея Кузьмина, наблюдался абсолютно дискотечный темп, из-за чего артист, естественно, не совпадал с музыкой. Во втором акте оркестр звучал уже вполне прилично... В общем, я в полном возмущении! Просто стыдно!

Здесь произошел какой-то казус дуальности, которая присутствует во всем, что происходит в нашем мире. Если исполнение балета, как танца, было — сплошной восторг и восхищение, то музыка-сопровождение – тьма и позор!              А хотелось бы совершенной гармонии, как и должно быть! Будем надеяться, что, получив по заслугам, оркестр станет соответствовать…

Филипп Геллер.

Подписывайтесь на наш сайт! У нас каждый день — новые публикации на самые разные темы...

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *