МАРИЯ РОМАНОВНА РЕЙЗЕН  (1983—1969 гг.)

МАРИЯ РОМАНОВНА РЕЙЗЕН.                                                                                                                            Филипп Геллер

(1983—1969 гг.)

Сегодня мой рассказ об интереснейшей балерине Большого Театра 1-ой половины 20-го века-Марии Романовне Рейзен! 
Мария Романовна Рейзен родилась в 1892 году. С 1902 по 1907 год училась на балетном отделении Московского театрального училища, где её преподавателем был знаменитый Александр Горский.

Мария Рейзен воплощала московский тип балерины начала ХХ века. В манере её танца не было изысканности, утонченности : «...ее движения четки, жестки, а главное, сильны... Её хореографическая речь лаконична, определенна, лишена всяких вводных и добавочных предложений, закругленных танцевальных фраз» — писал советский критик Виктор Ивинг.

Первой главной ролью балерины в 1918 году стала Жизель. По установленным традициям, партия эта всегда принадлежала танцовщицам лирико-романтического амплуа, балеринам, обладающим чистотой линий классического танца, воздушностью, бесплотностью. Но в 1918 году в Москве «Жизель» шла уже в версии А. Горского. В соответствии со своими идеями, хореограф обытовил, драматизировал старинную поэтическую легенду, ввёл в спектакль натуралистические детали. Поэтому на главную роль понадобилась артистка иной, чем это требовалось раньше, индивидуальности.

Выступив в «Жизели», Рейзен создала образ, резко порывавший с традиционным прочтением этой роли. « В первом акте мы увидели безыскусственную крестьянку, которая, когда появлялись знатные гости, не делала реверансы (что было при всех постановках этой сцены), а смущалась, не зная при этом, как себя вести. Потрясающей была сцена сумасшествия, которую артистка проводила настолько убедительно, что в зрительном зале часто слышались рыдания.

Вспоминая о Жизели Марии Рейзен, дирижер балета Большого Театра Юрий Файер говорил о том, что во втором,»потустороннем", акте Рейзен не изображала героиню бесплотным видением, пришедшем из «царства мёртвых». Она как бы ещё, в последний раз, на время возвращалась к жизни, чтобы снова любить. И от этого печальный дух легендарного небытия окрашивался реальными красками и вновь обращался в трагедию человеческой страсти. Многим казалось, что такая трактовка «Жизели» огрубляла её романтическое содержание. Непривычная, «опрощенная» и обытовленная Жизель Рейзен, противостоявшая «роковым» мотивам искусства начала века, соединяла «низкое» с «высоким», как этого и хотел, экспериментируя, Горский.

В других балетах Мария Романовна также вносила личную трактовку в образы, которые имели стойкие исполнительские традиции. Она безусловно была новатором. В «Коньке-Горбунке» балерине лучше всего удался третий акт(сцена в ханский ставке), где она показывала высокое владение искусством мимической игры.
Живой женщиной, а не эфемерной тенью стала танцовщица и в 4-ом акте «Баядерки» Петипа:"Четвертый акт переводится Рейзен из плана мечтательной лирики, в каком обычно трактовали его её предшественницы, в план героический. Все точно, резко, чеканно," — писал все тот же Виктор Ивинг.

В 1910 году Мария Рейзен принимала активное участие в антрепризе Сергея Дягилева за границей.  Классический танец в исполнении Рейзен переставал быть"классическим", он конкретизировался. Эффектная, экзотичная, она не знала надрывов, полутонов, полутеней. Образы, создаваемые ею, были контрастны, в них появлялся настоящий драматизм. Ее большой драматический талант проявлялся в каждой роли, которую она исполняла на сцене. Она танцевала многие блестящие партии : уличная танцовщица и Китри(«Дон Кихот» Л. Минкуса), Медора («Корсар» А. Адана), Одиллия («Лебединое Озеро» П. Чайковского ), Принцесса(«Волшебное зеркало» А. Корещенко).

С 1941 года Мария Романовна вышла на пенсию. Она преподавала с 1938 по 1948 год в Большом театре — работала с молодежью. А с 1950 по 1952 годы вела активную педагогическую деятельность в Московском хореографическом училище.

 

 

В мае 1969 года Мария Романовна Рейзен ушла из жизни. Эта характерная и яркая балерина внесла большой вклад в искусство балета, показав совершенно новые трактовки привычных образов. В годы становления советского балета Рейзен была одной из хранительниц лучших балетных традиций великой русской балетной школы, а также заветов ее знаменитых на весь мир учителей — А.Горского и М.Фокина.

 

Источники: Балет. Энциклопедия под ред. Ю.Григоровича, Советская энциклопедия, сайты Википедия, Большой театр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *