Гениальный Мариус Иванович и маленький шедевр

Для любителей шедевров балета и поклонников Мариуса Ивановича Петипа, который писал: «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую люблю всем сердцем!»

Сегодня мой рассказ пойдет о маленьком шедевре Мариуса Петипа — балете «Арлекинада». Кроме больших «парадных» балетов Мариус Иванович также сочинял и небольшие, одно-двухактные балеты. Одним из таких и является «Арлекинада».

Музыку к балету написал известный балетный итальянский композитор и дирижер Риккардо Дриго (1846—1930), который прибыл в Россию в 1879 году. Он был приглашён дирижером в театр Итальянской оперы в Петербурге, и с 1886 года возглавил как дирижер труппу императорского балета в Мариинском театре. Дриго проработал в России более 40 лет, и покинул он её только после Октябрьского переворота в 1920 году, вернувшись на родину — в Италию.

Кроме «Арлекинады» Рикардо Дриго знаменит балетами «Талисман» (1889), «Жемчужина» (1896). Он также сочинил музыку к знаменитому pas de six «Эсмеральды». Под его руководством были осуществлены премьерные постановки балетов Чайковского:" Спящая красавица" (1890), «Щелкунчик „(1892),“ Лебединое Озеро» (1895), а также балета «Раймонда» Глазунова (1898).

Балет «Арлекинада» представляет собой фантазию на темы масок итальянского народного театра Комедии Дель Арте. Либретто : balletrf.ru/balletperform/Arlekinada

Балет был впервые представлен 10 февраля 1900 года в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, он давался в честь жены императора Николая Второго императрицы Александры Фёдоровны. За дирижерским пультом стоял сам композитор, Художниками спектакля были Орест Аллегри (декорации) и Евгений Пономарев (костюмы). Заглавную партию исполняла Матильда Кшесинская, партию Арлекина танцевал Георгий Кякшт, Пьеретта — Ольга Преображенская. Через 3 дня постановка была перенесена на сцену Мариинки, спектакль был приурочен к бенефису Матильды Кшесинской.

Отклики прессы были характерны: « Арлекинада- хорошенький двухактный балет, с прелестной, полной мелодий музыкой господина Дриго. Публика сразу оценила достоинства этой музыки и сделала талантливому композитору овацию. Госпожа Кшесинская превосходно танцевала Коломбину, госпожа Преображенская одинаково превосходно танцевала Пьеретту. Все танцы сочинены М. И. Петипа с тем вкусом и искусством, секрет которых принадлежит ему одному. Танец, возникая словно от избытка молодых сил, то вспыхивает искрами веселья, то заволакивается дымкой нежной чувствительности. Артистичность, филигранная отделка танца есть непременное условие исполнения».

Спектакль долго находился в репертуаре театра, где он был создан. Джордж Баланчин вспоминал: «Я отлично помню, как танцевал в этом спектакле, когда учился в Императорском балетном училище. Больше всего мне нравились остроумие, темп и настроение балета, его доходчивость и изящество в изложении сюжета. Думаю, этот балет оказал огромное влияние на историю хореографии и стал образцом комедийного балета». Спектакль продержался на сцене Мариинского театра до середины 1920-х годов.

В Москве (Большой Театр) в 1907 году свой вариант хореографии предложил Александр Горский (художник Петр Ламбин, дирижер Андрей Арендс; Коломбина- Екатерина Гельцер, Арлекин- Василий Тихомиров, Пьеретта- Софья Федорова). В 1924 году там же появилась новая постановка этого балета (хореография Владимира Рябцева, художник Аристарх Лентулов, дирижер Юрий Файер; Коломбина — Любовь Банк, Арлекин — Иван Смольцов, Пьеретта- Анастасия Абрамова). Балет шёл до 1930-х годов.

40-летнее забвение балета снял в 1975 году большой знаток классического хореографического наследия Пётр Гусев, представив в Малом Оперном (ныне Михайловский) театре реконструкцию балета Петипа: «Только то, что забыто и уже не восстановимо из авторского подлинника, может быть досочинено балетмейстером-восстановителем, причем, обязательно в манере, присущей автору». Постановщики решили восстановить лишь первый акт, дополнив его двумя танцами героинь из бывшего второго акта. Спектакль прошел 103 раза.

Уникальная запись постановки балета 1975 года : www.culture.ru/movies/1691/v-chest-mariusa-petipa-arl...

Подписывайтесь на наш сайт. Узнаете много интересного!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *