Барокко. Часть 5. Великолепие регулярных садов и парков

Я всегда любила и живо интересовалась садово-парковым искусством! Обожаю парки, сады, цветы, клумбы, аллеи и даже грядки. Что уж говорить о фонтанах, партерах, боскетах, топиарах, гротах, оранжереях! Мои любимые садовые цветы розы, пионы, ирисы, левкои, сирень, а полевые — ромашки, васильки, незабудки, ландыши, одуванчики...

Только начав тему Барокко, которая все расширялась и расширялась по мере написания, я вдруг поняла, что я не могу обойти вниманием тему барочных садов и парков: регулярных, итальянских и французских, тех, которыми я так восхищалась на экскурсиях в Италии и Франции, в Версале и в замках Луары. Я погрузилась в тему и пришла к выводу, что и здесь я одной частью не отделаюсь, тем более, что «совершенно случайно» увидела прекрасный фильм «Версальский роман» об Андре Ленотре, мадам де Барра, Людовике 14 и королевских садах Версаля. 

Очень рекомендую посмотреть этот фильм. Мы разместим ссылку на него в Шестой части, где я расскажу как раз об одном из главных героев этого фильма — великом Андре Ленотре — самом знаменитом и именитом  садовнике Людовика 14, который называл его «наш добрейший Ленотр».  

История возникновения регулярных парков.

Как всегда, все началось с благословенной, щедрой, богатой на идеи и таланты Италии! И, как всегда, перешло в роскошную, процветающую, жадную до удовольствий Францию.«Основной причиной существования сада является эстетическое удовольствие, передаваемое зрителю», — писал один из теоретиков французских садов и парков Жак Буасо.

Итальянские сады.

Регулярные сады зародились в Италии, в эпоху Возрождения, и наибольшего изыска достигли в Англии 19 века, где уже практиковалась стрижка посадок в сложных  формах (в виде животных, птиц, спиралей и пр.). Но французский регулярный парк  эпохи Барокко имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса, т.к. первая в истории концепция регулярного сада была разработана знаменитым итальянским архитектором Джакомо Виньолой. Об этом талантливом архитекторе я уже писала, как об одном из родоначальников архитектуры Барокко и сподвижников Микеланджело.

Типичный образец – сады Боболи во Флоренции, которые находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти — главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. Не менее известны сады виллы Медичи во Фьезоле. Они характеризуются наличием партеров правильных геометрических форм и симметричного рисунка; использованием фонтанов и каскадов; лестниц, гротов, лабиринтов и скульптурных групп на мифологические темы. Такие сады символизировали гармонию и порядок, а это были главные идеалы Эпохи Возрождения.

Французский король Карл Восьмой, после своего похода в Италию в 1495 году, где он воистину восхитился замками и садами Неаполя, привёз с собой во Францию итальянских ремесленников и садовых мастеров, которые по его распоряжению тут же приступили к устройству садов итальянского стиля в королевской резиденции Амбуаз. 

Его наследник, Генрих Второй, который тоже вёл итальянские войны и встречался в Италии с Леонардо да Винчи, устроил итальянский сад поблизости от королевского замка Блуа. Король Франциск Второй занялся устройством нового сада во дворце Фонтенбло, где были предусмотрены фонтаны, партеры, сосновая роща и сооружён первый во Франции искусственный грот.

Замок Шенонсо — Дамский замок.

Шенонсо входит в число замков Луары. Имеет «народное» название — «Дамский замок». Один из наиболее любимых, известных, шикарных королевских замков Франции. С одной стороны Шенонсо открывается великолепный вид на парк, с другой – на очаровательные просторы реки Шер. На прилегающей территории раскинулись два изумительных и изящных сада – «Сад Екатерины» и «Сад Дианы».

Замок Шенонсо стал собственностью фаворитки Генриха Второго Дианы де Пуатье  вопреки всем законам, запрещавшим отчуждение владений, принадлежавших королю. Диана начала работы по благоустройству владения, включая перепланировку парка и фруктового сада, в котором росли овощи и фрукты, считавшиеся в ту пору экзотическими, например артишоки и дыни. Она заставила промерить глубину реки Шер с целью строительства каменного моста, которое было осуществлено по проекту Фелибера Делорма.

Когда Генрих Второй неожиданно скончался от смертельной раны, нанесённой ему на турнире, королева Екатерина Медичи поспешила вернуть себе замок Шенонсо, удалив Диану Пуатье в изгнание, где Диана умерла в своем знаменитом замке Ане, который создавался для демонстрации богатства и могущества владелицы.

Прекрасный и печальный замок Ане.

Замок-дворец Ане воспет поэтами как замок Дианы де Пуатье, герцогини Валентинуа, где она была полноправной владелицей, где все подчинялось ее воле, и где последовательно развивался в аллегорическом ключе миф о вечно юной Диане, что должно было способствовать поддержанию любви и страсти между Дианой и ее царственным возлюбленным — королем Генрихом Вторым. 

Диана де Пуатье и Генрих Второй

Различные архитектурные решения в замке Ане отождествляли Диану де Пуатье с вечно прекрасной Богиней-охотницей Дианой.  Интерьеры дворца оформлялись известными мастерами Леонардом Лемузеном, Массео Абакеном, Жан Кузеном-отцом.

Замок Ане стал первым во Франции архитектурным комплексом, где партерный парк в итальянском стиле был центрирован Фелибером Делормом относительно фасада дворца; создание сада было поручено известному в то время садовнику Жаку Молле, который на примерах парка Ане обучал садоводству своего в будущем знаменитого сына Клода Молле, ставшего впоследствии главным садовником у трёх королей Франции.

 

Итак, возведенный под руководством Дианы дворец стал ее последним пристанищем. После гибели короля Диана в 1564 году начала строить погребальную часовню, но, не завершив строительства умерла в возрасте 66 лет, оставаясь до самой смерти обладательницей удивительной красоты, которая, по словам Брантома, «не встречает такого бесчувственного сердца, чтобы оно осталось равнодушным».  Строительство часовни было завершено ее внуком, Карлом Лотарингским, освятившим строение и торжественно захоронившим в воздвигнутую гробницу останки его великой бабушки -  Дианы де Пуатье, чье тело все это время покоилось в местной церкви.

Но печальные события преследовали прах герцогини Валентинуа. Гробница Дианы была разрушена во время Французской революции, а ее останки брошены в яму на местном кладбище. Недавно, после подтверждения принадлежности найденных останков Диане, ее прах был возвращен в часовню.

Тщательно выверенная гармоничность садов замка Ане,  отраженная в их партерах и водоёмах, объединенных с участками зелёных насаждений, стала одним из самых ранних и наиболее значительных образцов французского классического регулярного парка. И все это было создано по воле и согласно вкусу великой и прекрасной — Дианы де Пуатье.

«Ниже главного корпуса, расположился сад, разбитый на 24 квадрата, засаженных овощами, душистыми травами и цветами. На пересечении аллей устроили два фонтана из белого мрамора. Сад окружён галереей с двухэтажными павильонами на дальних от замка углах. За ней, у опоясывающего усадьбу рва — зал для пиршеств и балов»... Так описывал поместье Андруэ Дюсерсо в 1556 г.

 

У замка Ане богатая история и непростая судьба. К сожалению, после безжалостных погромов Французской революции не уцелели многочисленные элементы архитектурного комплекса. К тому же замок сильно пострадал во время Второй мировой войны, т.к. использовался под госпиталь.

Многочисленные владельцы замка сменялись часто, портреты некоторых из них я вы видите. Все они принадлежали к родовитым дворянским семьям. Вот уже 150 лет Ане владеет знатное французское семейство Морро. Владельцы замка продолжают вести работы по реставрации, реконструкции и благоустройству для воссоздания его былой красоты и величия. 

 Устройство французского регулярного парка. 

Такой парк характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм. Устроители садов регулярного стиля считали свою деятельность разновидностью труда архитектора, расширяя пространство здания за пределы его стен и упорядочивая природу в соответствии с законами геометрии, оптики и перспективы. Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, через которую проходил зритель, следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями.

Ландшафтные архитекторы, при создании регулярных парков, не ограничивались простым соблюдением законов геометрии и перспективы — уже в первых опубликованных трактатах по садоводству, в 18 веке, они отводили целые разделы аспектам коррекции или улучшения перспективы, формирующим иллюзию увеличенных расстояний.

Как правило, регулярный сад имеет несколько типовых признаков, среди которых:

Геометрический план в соответствии с законами перспективы и оптики.

Терраса, возвышающаяся над садом, позволяющая зрителю окинуть взглядом весь сад. Как писал в 1600 году французский ландшафтный архитектор Оливье де Серр «желательно, чтобы имелась возможность обозревать сады сверху, либо с окружающих стен, либо с террасы, поднятой над партерами».

Все зеленые насаждения заключаются в жесткие формы и рамки, символизируя власть человека над природой. Деревья высаживаются прямыми линиями, тщательно стригутся, а их верхушки приводятся к одинаковой высоте. 

Центральной точкой сада и его главным украшением является жилой дом. Деревья не высаживаются рядом с домом; скорее дом отделяется низкими партерами и подстриженным кустарником и пр.

Партер. Это декоративная посадочная гряда, квадратной или прямоугольной формы, содержащая узорный орнамент из низких декоративных растений, имеющий низкие тщательно подстриженные края, гравий или крупный песок разных оттенков и, иногда, цветы.

Кружевной партер. Партер с сильно вьющимся декоративным узором.

Боскет. Небольшая группа деревьев на некотором удалении от здания, задуманная как декоративный задник.

Аллея. Прямая дорожка с высаженными по её краям деревьями.

Топиар. Дерево или куст, подстриженный в узорчатой форме. В регулярных садах применялись, как правило, геометрические формы стрижки. Очень важный декоративный элемент в Версале. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами.

Гусиная лапа. Три или пять аллей или дорожек, выходящих из одной точки.

Декорирование цветами.

Декоративные цветы встречались во французских садах 18 века крайне редко, и набор их цветовых оттенков был невелик: синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (жёлтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года, когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники. В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере перед окнами королевских покоев.

Сады Версаля

Цветы обычно доставлялись из Прованса, содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в год. Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы, вязы, липы, буки, каштаны и акация. Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках.

Каковы же были функции садов и парков?

Регулярные сады и парки были очень распространены при дворцах и замках, являясь, как правило, важной составной частью дворцово-парковых ансамблей. В некоторых случаях они даже опережали по степени значимости сам замок или дворец, неся большую культурно-развлекательную функцию. Парком не только наслаждались и гордились, как дорогостоящим произведением садово-паркового искусства, но устраивали там всевозможные действа: постановк балетов, спектаклей, музыкальных выступлений и фейерверков. Там же проводились грандиозные пиры.

Первый значительный садово-парковый комплекс регулярного стиля появился во дворце Николя Фуке Во-ле-Виконт. Проектирование и возведение замка Фуке поручил архитектору Луи Лево, создание скульптур для парка — художнику Шарлю Лебрену, а устройством садов было доверено Андре Ленотру. Впервые во Франции парк и дворец были задуманы и выполнены как единый комплекс. На территории парка были устроены партеры с использованием вечнозеленых кустарников в орнаментных узорах, окаймлённых цветным гравием, а аллеи были декорированы скульптурами, водоёмами, фонтанами и изящно выполненными топиарами.

Устройство парков в регулярном стиле во Франции достигло наивысшего пика в эпоху Барокко (17-18 вв.). Примером такого парка являются сады Версаля, созданные для Людовика 14 выдающимся ландшафтным архитектором Андре Ленотром. Моду на регулярные парки быстро переняли в других странах Европы; отсюда возникло распространённое название регулярных садов и парков, как «французских».

Анна Касаткина.

Продолжение в следующей публикации: «Барокко. Королевский садовник Андре Ленотр.» Часть шестая.

Подписывайтесь на наш сайт. Делитесь с друзьями. Путешествуйте вместе с нами по замкам, паркам и садам мира.

 

One thought on “Барокко. Часть 5. Великолепие регулярных садов и парков

  • 11.02.2022 в 08:41
    Permalink

    Верхнее фото с подписью «сад Версаля» — это партер дворца Бленхейм, Англия

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62532643