Петр Басин — крупнейший мастер живописи

А сегодня мы расскажем вам, дорогие друзья, о замечательном мастере, жившем в 19 веке, Петре Васильевиче Басине — русском портретном, религиозном, историческом живописце, академике, заслуженном профессоре Императорской Академии Художеств.

К.Брюллов. Петр Басин

Художник родился в семье чиновника в 1793 году, в Санкт-Петербурге. Басин родился в Санкт-Петербурге в многодетной семье небогатого чиновника. Его отец — Василий Степанович Басин, служил в Казначействе и к концу жизни получил звание тайного советника. Мать будущего художника воспитывала шестерых детей – все они со временем заняли достойное место в жизни, соответствовавшее их среде.

Петр был старшим ребенком в семье. Еще в детские годы его записали копиистом в Экспедицию государственных доходов. Но у мальчика обнаружился интерес к рисованию, поэтому он совмещает службу в Экспедиции государственных доходов с живописью и в качестве «постороннего» ученика занимается в классе исторической живописи Императорской Академии Художеств у Шебуева.

В 1813 году Басин получает малую и большую серебряные медали, а позднее конкурирует на получение права пенсионерской поездки за границу, представляя в Совет Академии знаменитую сегодня картину «Христос, изгоняющий торгующих из храма».

В 1819 художника отправляют в Италию на средства Кабинета Его Императорского Величества. Он приступает к изучению музейных коллекций Рима. В Италии художник выполнил для Академии копии с ватиканских фресок Рафаэля: «Изведение апостола Петра из темницы» и «Больсенская месса».В это время он написал картины «Разбойник, похищающий девушку от ее матери», «Фраскатанские прачки», портреты М. Я. Нарышкиной и семьи князя С. И. Гагарина, С. Ф. Щедрина, а также ряд пейзажей.  Своими работами Басин приобретает широкую известность в художественных кругах Рима.

В то время в Италии работали: Ф. А. Бруни, братья Брюлловы, О. А. Кипренский, А. А. Иванов. С ними, а особенно со знаменитым пейзажистом Сельвестром Щедриным, у Басина сложились тесные дружеские отношения. Из иностранных художников Петр Васильевич более всего общался с итальянским живописцем, академиком Винченцо Камуччини, известными скульпторами Б. Торвальдсеном и А. Кановой. Басин очень много работал, часто доводя себя до изнеможения. Уже в Италии у него начала развиваться болезнь глаз, которой он страдал всю последующую жизнь.

В 1830 -м Петра Васильевича вызывают в Петербург. В том же году за картину «Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада», написанную в Италии, удостаивается звания академика. С 1831-го выполняет обязанности профессора в Императорской Академии Художеств: преподает историческую и портретную живопись. В 1832 году совместно со знаменитым художником-любителем Сапожниковым переводит на русский язык работу Ж. Дель-Медико «Анатомия для живописцев и скульпторов».

В 1836 Басин получает звание профессора 2-й степени без исполнения положенной программы, в 1846-ом — профессора 1-й степени, а в 1856 — заслуженного профессора. Среди его учеников такие знаменитости, как: Карл Гун, Николай Ге, Константин Маковский, Генрих Семирадский, Виктор Васнецов и другие.

Хотя Петр Васильевич много работал как портретист, он получил известность благодаря монументальным работам в церквях и светских общественных зданиях, в том числе в Исаакиевском соборе, для которого он создал до сорока образов и картин религиозного содержания. Из всех художников, работавших в соборе, он выполнив наибольший объём росписей. 


П.Басин. Вознесение Богоматери

В 1832–1833 годах Петр Васильевич выполнил плафон «Аполлон и Музы» для зала Императорской Академии художеств, композицию «Благовещение» для царских врат собора Всех учебных заведений.

В 1837 художник пишет четыре образа больших размеров и плафон «Сошествие Святого Духа на апостолов» для академической церкви Св. Екатерины.

В конце 1830-х Басин занимался восстановлением росписей Зимнего дворца после пожара 1837, в том числе, возобновил плафон «Воскресение Христово» венецианского мастера Фонтебассо в дворцовой церкви.

Ему покровительствовала великая княгиня Елена Павловна, и он имел возможность получать государственные заказы.

В 1836–1839 мастер написал «Введение Богородицы во храм» для Казанского собора. В 1843–1856 был привлечен к созданию росписей Исаакиевского собора, в котором полностью расписал приделы Св. Александра Невского и Св. Великомученицы Екатерины, а также исполнил композицию «Нагорная проповедь» над южными порталом собора.


П.Басин Вид Московского Кремля

Кроме того, он завершил роспись плафона главного купола, начатую Карлом Брюлловым, а в 1860-х создал эскизы росписей Храма Христа Спасителя в Москве, которые из-за почти полной потери зрения не смог осуществить самостоятельно. Росписи были выполнены академиком живописи Н. А. Кошелевым под руководством Басина по картонам талантливого мастера.

Надгробие Петра Басина

В 1869-ом художник вышел в отставку, последние годы жизни почти не работал.  К этому времени он дослужился до звания статского советника. Ему было сохранено полное жалованье – как профессор живописи он получал две с половиной тысячи рублей в год.

После выхода на пенсию Басин прожил восемь лет вполне обеспеченным человеком с семьей в собственном двухэтажном доме на Васильевском острове. Умер Петр Васильевич в 1877 году, неожиданно, ночью, после страшной грозы.

Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге, а скульптурное надгробие на его могиле выполнено академиком и профессором Императорской Академии художеств И.И.Подозеровым.

Петр Васильевич Басин — один из крупнейших мастеров академического направления в русском искусстве первой половины XIX века. Его творческую биографию можно условно разделить на несколько периодов. Первый (1810-е) связан с обучением в Императорской Академии Художеств.

П.Басин Клодина Нантен

Второй, итальянский (1819–1830) по праву считается временем расцвета искусства художника. В это время наряду с академическими композициями он создал целый ряд портретов, жанровых сцен, пейзажей.

Особый интерес представляют натурные этюды, в которых художник стремился правдиво передать состояния определенного времени суток, освещение и цветовые отношения, что характеризует его как мастера, не чуждого влияния романтизма.

В последний период (1830-е — 1850-е) доминирующее положение в творчестве мастера занимали монументальные работы религиозного и светского содержания, полностью отвечающие традициям русской академической школы. Как и многие «академисты», значительную роль отводил рисунку, как основе художественного ремесла.

Произведения Петра Басина находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Филипп Геллер, Анна Касаткина.

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/basin/index.php

http://design.wikireading.ru/10280

http://kovlam.livejournal.com/1391952.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62532643