Из военных в живописцы...

Есть такой прекрасный русский Мастер панорамного пейзажа, один из крупнейших художников конца XIX-начала XX века — Николай Никанорович Дубовской. Мы хотим рассказать о его судьбе, что называется войти в жизнь этого замечательного русского художника, открыть эту неизвестную вам страницу истории живописи. Надеемся, что вы получите такое же удовольствие от того, что вы увидите, как и мы. И всегда интересно узнать, какой был тот человек, который это сотворил. А то, что он был Творец — бесспорно!

Дубовской родился в Новочеркасске 5 (17) декабря 1859 года, в семье потомственного казака, войскового старшины Области войска Донского. Рисовать он начал в детстве, копируя иллюстрации в журналах «Нива», «Всемирная Иллюстрация». Его дядя, художник А.В.Пышкин, научил мальчика рисовать по памяти, но, несмотря на проявленный с ранних лет интерес к рисованию, по нерушимой семейной традиции он обязан был выбрать судьбу военного! Вот так и бывает часто, что воля рода настолько давлеет над личностью, что человек выбирает не свое направление в развитии. И художник стал превращаться в военного.Что же из этого получилось? Посмотрим!

По настоянию отца в 1870 году он был определён кадетом во Владимирскую Киевскую военную гимназию, где будущий мастер живописи поступил и учился 7 лет — до 1877 года. И все же желание творить взяло верх, и позже, в качестве стипендиата войска Донского, в 1877 (по 1882г.) Дубовской поступает в Императорскую Академию Художеств вольным слушателем.  В дальнейшем он переходит в мастерскую пейзажной живописи знаменитого Михаила Клодта и там, развивая традиции русской пейзажной живописи, молодой художник создаёт свой тип пейзажа.

Уже в 1879 году Николай Дубовской получает Малую серебряную медаль, а в 1880 за рисунок с натуры и картину «Болото» — две Большие серебряные медали. В 1882 г. оставляет Академию, не окончив курса. Художник отказался участвовать в конкурсе на золотую медаль и писать дипломную картину на заданную тему, тем  самым лишив себя поддержки Академии и пенсионерской поездки за границу, т.е. он сознательно уходит на «вольные хлеба».  С этого момента у талантливого пейзажиста один учитель — горячо любимая им природа!


Зима

Художник остается жить в Санкт-Петербурге и с 1882 года начинает регулярно участвовать в выставках Общества поощрения художеств, на одной из которых в этом же году за свои пейзажи получает Вторую премию Общества. В 1884 году Дубовской дебютирует на 12-ой Передвижной выставке и успех не заставил  себя ждать. Его картины высоко оценил «гуру» художественной критики того времени Владимир Стасов, а Павел Михайлович Третьяков приобрел для своей галереи сначала картину «Зима», а позже пополнил еще несколькими картинами художника свою галерею.

В картине «Зима», уже вполне самостоятельной работе художника прослеживается влияние его учителя М.К. Клодта. Но, пожалуй, ещё более заметна преемственная связь с творчеством А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева и А.И. Куинджи. «Казалось, Васильев и Куинджи соединили лучшие стороны своих дарований, чтобы произнести этот шедевр», — писал художественный обозреватель журнала «Артист» В.Н. Михеев.

Вслед за «Зимой» последовали картины  «Притихло» (1890), «Утро в горах», «Зимний вечер», «На Волге» (1892 и 1903), которые принесли Дубовскому широкую известность и выдвинули его в первые ряды русских пейзажистов. И.Е.Репин в письме к П.М. Третьякову о передвижной выставке 1892 года так оценивает работу художника: «Дубовского „На Волге“ вещь удивительная по совершенству. Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии — лучшая вещь на выставке».

В картине «Притихло» художник открыл новый для передвижников мотив, по его словам — «тишины перед грозой, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии». Для воплощения этого мотива он нашел оригинальное решение. Высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Вдали — темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Земля теряет свою материальность, самым материальным, осязаемым здесь «телом» становятся грозовые тучи — яркие и светоносные.

Притихло

Среди лучших произведений мировой живописи найдется не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением. Третьяков тщательно следивший за развитием творчества художника, узнав о том, что полотно «Притихло» с передвижной выставки в Петербурге приобрёл царь Александр III для галереи Зимнего дворца, выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. «Повторение, но мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее», — делился своими впечатлениями Третьяков в письме к Репину.

О преданности искусству Дубовского рассказывали анекдоты. Вот один из них-«Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать».

В 1886 году Дубовской вступает в члены «Товарищества Передвижных художественных выставок» (ТПХВ), а в 1889 году становится постоянным членом Совета «Товарищества». После смерти  (1898 год) председателя Товарищества Николая Ярошенко, с 1899 года, Дубовской входит в состав Правления, где становится идейным руководителем ТПХВ и руководит им вплоть до самой своей смерти.

Со второй половины 1880-х годов Дубовской регулярно экспонируется на выставках вместе с нынешними корифеями русской пейзажной живописи Васнецовым, Серовым, Коровиным и Левитаном.

В 1890—1900-х годах художник много ездит по России, совершает поездки на Волгу и Дон, Азовское море, на Кавказ. В 1898 году пять молодых передвижников «за известность на художественном поприще» удостаиваются звания академиков живописи. Среди этой пятерки – Архипов, Дубовской, Касаткин, Левитан и Серов.

Штиль

В 1900 году картина Дубовского «Штиль» на Всемирной выставке в Париже завоевывает Серебряную медаль (причем, ни Поленов, ни Левитан, тоже участвовавшие в выставке, тогда наград не получили). В этом же, 1900 году, художник избирается действительным членом Академии художеств.

С 1910 года художник является действительным членом Общества художников им. А. И. Куинджи. А в 1911 году Дубовской становится профессором Академии художеств и руководителем пейзажной мастерской. 

Родина

В этом же году картина художника «Родина» была представлена на Всемирной выставке в Риме. Сам художник не попал в Италию, зато получил восторженное письмо от Репина: «Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской… Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: ещё никогда Вы не были так великолепны и могущественны — оригинальная, живая и красивейшая картина!» Картина «Родина» была приобретена Академией художеств за 4000 рублей.

В 1913 году на XI Международной выставке в Мюнхене за картину «После грозы» художник получает Золотую медаль.

После грозы

Дубовской был художником с широким диапазоном интересов и увлечений. Вообще, он является значительным представителем русской пейзажной школы второй половины XIX — начала ХХ века, бесспорным продолжателем «передвижнических» традиций. В раннем творчестве (1880-е) писал небольшие лирические пейзажи, в 1890-х обратился к эпически-обобщенному изображению природы; испытал влияние Куинджи. В поздний период прошел через увлечение импрессионизмом.

В своей живописи художник часто обращался к зимним мотивам, любил спокойные «штилевые» состояния природы, особенное внимание уделял эффектам освещения. Часто придавал картинам легкий национально-романтический оттенок.

Начиная с 1898 года, с появлением нового объединения художников, группировавшегося вокруг журнала «Мир искусства», ситуация резко меняется. «Золотая пора» Товарищества передвижных художественных выставок миновала, и оно переживает кризис. На страницах «Мира искусства» передвижники подвергаются уничижительной критике, обвиняются «в отсутствии стремления к техническому совершенству», в «игнорировании разрешения художественных задач» и т.д. Возможно, как раз эти новые веяния и послужили началом потери интереса к творчеству Дубовского, началом незавидной судьбы прекрасных, светлых произведений талантливого художника.

Умер Николай Никанорович в 1918 году в революционном Петрограде от паралича сердца...

Искусство Дубовского на протяжении всего советского периода было по непонятным причинам забыто. Инструментом  этого послужило «распыление» произведений художника по провинциальным музеям (из Третьяковской галереи были вывезены и розданы разным музеям 5 картин художника). Была утрачена целостность его художественного наследия. В настоящее время работы Дубовского представлены более чем в 75 музеях России и зарубежных стран. Исследователи творчества Николая Никаноровича писали об «очевидном стремлении разбросать наследие Дубовского по всей нашей необъятной стране», утверждая, что цель (вроде бы и благородная): познакомить с творчеством художника зрителей по всей стране.  

И это, несмотря на завещание П.М.Третьякова, в котором особо указывалось, что нельзя разъединять собранную им коллекцию произведений русских художников. Увы, завещание было нарушено и коллекция картин была разъединена: картины многих удожников и, в том числе, Дубовского  были отправлены в разные уголки нашей страны, а после распада СССР попали за границу. Несколько картин находятся в Европе.

Таким образом наследие Николая Дубовского оказалось «выключенным из художественного процесса» на многие годы, у зрителя не было возможности составить целостное представление о творчестве этого замечательного мастера, художника в полном смысле этого слова...

Ведь первая и единственная за последние сто лет большая персональная выставка картин Николая Дубовского была устроена в Ленинграде Русским музеем лишь в 1938 году. (сейчас в нем собрано 38 картин художника) Ряд скромных выставок устраивались любителями и знатоками творчества художника в Новочеркасске(1946,1947), Ростове — на-Дону (1955), Москве (2006). Монографии о творчестве художника на сегодняшний день не существует, другая литература крайне скудна и бессистемна. 

Однако, в последние годы интерес к живописи Николая Дубовского резко возрос. Своё слово здесь сказал остро чувствующий конъюнктуру арт-рынок, в основном международный: картины художника на аукционах имеют высокий спрос, так как интерес к русскому искусству всегда на высоком уровне.

Хочется верить, что уникальное творческое наследие Николая Никаноровича Дубовского вернётся в современный отечественный потенциал. И его памяти, и заслугам перед русским искусством воздастся по правде и достоинству!

Янина Анкудович. Филипп Геллер.

Редактор: Анна Касаткина.

Подписывайтесь на наш сайт, страницы в ФБ, Инстаграме, контакте и Одноклассниках! Пишите комментарии, делитесь с друзьями, ставьте лайки. Будем вместе развивать свой художественный вкус!

Источники:

http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/324947/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.liveinternet.ru/users/5124893/post318400279

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62532643