Маркиза Помпадур. Диана-Охотница
Итак, госпожа д’Этиоль поняла, что заветный путь к сердцу горячо желанного Людовика 15, свободен, волшебное Предсказание начало сбываться...
Корысть или любовь?
Наступил февраль 1745 года. В самом шикарном Зеркальном зале Версальского дворца состоялся бал по случаю женитьбы старшего сына короля — Людовика Фердинанда на испанской принцессе Марии-Терезии. По моде эпохи это был маскарад, который назывался «Тисовый бал».
Все придворные нарядились в тисовые деревья, король просто спрятал лицо за галантной маской, а Жанна-Антуанетта Этиоль, проявив свойственную ей сообразительность, появилась в костюме богини охоты Дианы. Ее оригинальный костюм конечно привлек внимание придворных и короля — одного из красивейших и желанных мужчин Франции.
Людовик Прекрасный.
Биографы по-разному пишут о Людовике 15. Некоторые считают его слабым политиком, личностью распущенной, несдержанной и ленивой. Другие историки изображают этого короля человеком образованным, любознательным, презирающим строгие церемонии и достаточно легкомысленным. Ведь он своим поведением действительно нарушал все границы этикета.
Что же касается психологического состояния, то достоверно, что правнук Людовика 14 с ранних лет отличался большой склонностью к меланхолии. Истина, по-видимому, где-то по середине!
Известно, что в конце жизни он практически полностью устранился от государственных дел, занимаясь ими лишь для одной цели — увеличения количества налогов и получения средств для развлечений и праздников.
Стоит сказать, что в эпоху Луи 15 Франция достигла небывалого культурного расцвета, одновременно погрузившись в экономический кризис, приведший, в конечном счете, к революции и ужасному событию — казни его наследника Людовика 16 и королевы Марии-Антуанетты.

Как уже упоминалось, молодой Людовик был необычайно статен и красив. Говорят, его воспитательница, маркиза Вантадур, заставляла его в детском возрасте носить корсет, который сформировал его прекрасный торс и осанку. Народ дал своему королю он прозвища «Прекрасный» и «Возлюбленный».
Множество женщин мечтало разделить с ним ложе не только потому, что он король Франции, но и по причине его удивительной красоты и мужского темперамента. К тому же король сам безмерно увлекался женщинами и имел большую склонность к любовным утехам.
Без обид...
Первая супруга Людовика 15 — Марианна Виктория Испанская была намного младше его, их брак не был консуммирован и его расторгли. Вторая супруга — Мария Лещинская, дочь польского короля, была на 8 лет старше мужа — когда их поженили, королю было 15 лет, а Марии 22.
В этом королевском союзе родилось 13 детей, что серьезно подорвало здоровье королевы Марии, в связи с чем медики запретили ей вступать в интимные отношения с мужем. Так что, увы, королева не могла делить с мужем ложе. Несмотря на то, что Людовик искренне любил и ценил королеву, он, что называется, «без обид» быстро нашел утешение в объятиях многочисленных жаждущих его прекрасных дам.

Временные любовницы сменяли одна другую. Страсть, которую в короле пробуждала охота, превысила другая страсть — к прекрасным женщинам и тем наслаждениям, которыми они щедро одаривали Людовика. Король с неохотой занимался политикой и государственными делами, только на охоте и с женщинами он чувствовал себя свободно.
Благоразумная Мария Лещинская не вмешивалась в личную жизнь короля, соблюдая полнейший нейтралитет в отношении его любовных связей.
Это вызывало искреннее возмущение ее многочисленных детей, особенно, дофина, но королева их сдерживала и не давала волю своей ревности, предпочитая оставаться с мужем в дружеских отношениях, т.к. хорошо знала своего темпераментного супруга и не видела необходимости чинить ему препятствия.
Очарование и соблазн.
Но вернемся в интереснейшее время жизни короля — роковой момент его знакомства с будущей маркизой де Помпадур. Теперь мы знаем, каков был наш любвеобильный король, поэтому нет ничего удивительного в том, что увидев на балу очаровательную Диану-Охотницу, король был заинтригован и очарован дамой в маске. Она была так элегантна и соблазнительна, что Людовик не мог оторвать от нее взгляд и разговаривать желал только с этой загадочной незнакомкой, предвкушая альковную встречу.
В конце концов по просьбе Людовика Диана сняла маску и открыла свое прекрасное лицо...
Вот как описывал глаза Жанны Этиоль один из придворных:«...в них не было искрящейся живости, свойственной черным глазам, или нежной истомы, свойственной голубым, или благородства, свойственного серым. Их неопределенный цвет, казалось, обещал вам негу страстного соблазна и в то же время оставлял впечатление какой-то смутной тоски в мятущейся душе…».
И эти особенные глаза страстно смотрели на молодого короля. Явно намеренно мадам Этиоль уронила свой надушенный платок. Луи тотчас подхватил его и, возвратил ей, а это — особый знак в те времена — к началу любовных отношений.
Во время грандиозного бала-маскарада в Парижской ратуше Жанне снова представилась возможность приблизиться к королю и иметь с ним беседу по всем законам куртуазности.
А вскоре она появилась в Версале на представлении итальянской комедии в ложе, находившейся у сцены совсем рядом с королевской ложей, и когда Людовик приказал подать ему ужин прямо в кабинет, весь двор нисколько не сомневался, что единственной его сотрапезницей будет “малютка Этиоль”.
В тот знаменательный вечер наша красавица со всей долго сдерживаемой страстью отдалась королю, ее мечты сбывались. Однако, возникло непредвиденное препятствие: по-видимому, Жанна допустила какую-то досадную оплошность, потому что после этого свидания интерес Людовика к ней уменьшился. Он сказал своему доверенному камердинеру Бине, что госпожа д’Этиоль ему очень понравилась, но кажется, что ею во многом двигало честолюбие и корыстный интерес.
Со своей стороны камердинер, судя по всему подкупленный Жанной, напротив, стал уверять короля, что молодая женщина без памяти влюблена в него, но находится в отчаянном положении, так как разрывается между любовью к Людовику и долгом перед мужем, который боготворит ее, но полон серьезных подозрений. Итак, после сладостной, воистину «королевской» ночи, мадам Этиоль получила неожиданное известие: Людовик не верит в искренность ее чувств. Необходимо было действовать, т.к. не в ее принципах было сдаваться!
Любящий и преданный...
С трудом добившись очередного свидания с Людовиком, наша героиня применила весь свой актёрский дар, и будь она на сцене, зал рукоплескал бы её искусной игре. Жанна предстала перед королём в образе отчаявшейся влюблённой женщины, которая, скрываясь от ревнивого мужа, пробралась во дворец с единственной целью — увидеть обожаемого человека! Она выступила в роли добродетельной женщины, которую король и хотел в ней видеть. Людовику пришлась по вкусу такая жертва в его честь! Он был растроган и снова увлечен.
Жанна сумела убедить Людовика в искренности своих чувств и намерений, поэтому он предложил ей переехать в Версаль.
Пока в Версале готовили апартаменты для новой фаворитки — преемницы герцогини де Шатору, счастливая Жанна оставалась в Этиоле. Ей без особых трудов удалось убрать из Парижа своего супруга: в качестве компаньона своего дяди он был направлен его представителем в провинцию. Король часто писал ей нежные записочки и письма, обычно заканчивавшиеся словами “Любящий и преданный”, и она тотчас отвечала ему в том же духе.
Наконец, на одном из писем она прочитала: “Маркизе де Помпадур”. Людовик издал указ о присвоении ей этого титула хоть и угасшего, но старинного и почтенного дворянского рода из Лимузена.
Однако Жанна понимала, что удержать свой главный приз в руках ей будет непросто. А незаменимой для него она могла стать только в том случае, если сумеет изменить само качество его жизни, избавить от меланхолии и скуки, бывших постоянными спутниками Людовика.
Поэтому, выиграв эту битву своей жизни и заполучив всё, о чём так долго мечтала: место официальной фаворитки, титул и поместье Помпадур, новоиспеченная маркиза Помпадур начала готовиться к следующим, куда более ожесточённым сражениям.
Всесильная маркиза Помпадур: «Все лучшее для короля»!
С тех пор маркиза де Помпадур стала важной особой при дворе. Проявив незаурядные способности, она сумела завести нужные связи, а также весьма уважительно относилась к супруге короля.
Как я говорила уже, Мария Лещинская считалась с Помпадур, ни в чем ей не препятствуя. В руках маркизы сосредоточилась большая власть: она снимала и назначала министров; чтобы получить должность при дворе, нужно было обращаться к всесильной фаворитке.
Результатом ее переговоров стал союз Франции и Австрии, который изменил расстановку на политической арене и определил исход Семилетней войны. Некоторые историки считают, что долгое время Францией управлял вовсе не ленивый любитель плотских удовольствий Людовик 15, а его всесильная фаворитка — маркиза де Помпадур.

Но первое время титул маркизы не помогал, высшее общество не принимало ее, потому что «не видело разницы между Жаннoй Пуассон и уличной девкой». Придворные тихо негодовали.
Со времен Габриэль д’Эстре, ставшей первой в истории Франции официальной фавориткой монарха (Генриха Наваррского), это почетное место занимали дамы дворянского происхождения, т.е. хорошей фамилии. Король же предлагал им любить и жаловать едва ли не плебейку.
Маркизе тут же дали прозвище"Гризетка" с явным намеком на то, что в их глазах она мало чем отличается от особ, добывающих себе пропитание пошивом дешевой одежды и прогулками по вечерним парижским улицам.

Тем не менее, 14 сентября 1745 года состоялось ее одно очень важное событие для Жанны-Антуанетты Помпадур — ее представление ко двору. И в этой ситуации лучше всех к новой фаворитке отнеслась…королева – Мария Лещинская. Она поддержала ее, потому что Помпадур была симпатична королеве, ей импонировали личные качества Жанны: ее ум, образованность, рассудительность, хорошие манеры.
Это очевидное превосходство маркизы над прошлыми фаворитками короля помогло укрепить ее положение как при дворе, так и при Людовике. И Жанна пользовалась этим, т.к. во внешней, и в частной, скрытой от чужих глаз, жизни, мадам Помпадур всегда правила свой бал.
Oна старалась изо всех сил угодить Людовику, устраивая во дворце роскошные приемы, на которых король то и дело встречал самых интересных людей своего времени. Лозунг у маркизы был один на все времена: «Всё лучшее у короля и для короля !!!!»
Продолжение следует...
Анна Касаткина
Предлагаем вам посмотреть французский двухсерийный фильм, с Венсаном Пересом и Элен де Фужероль в главных ролях — «Жанна Пуассон, Маркиза де Помпадур».