Две королевы одного короля. Флорентийка
«Правление» Дианы де Пуатье закончилось в тот роковой момент, когда Генрих Второй был случайно ранен на рыцарском турнире. Копье соперника, рыцаря Габриэля де Монтгомери, скользнуло по шлему короля и проткнуло глаз, оставив в мозгу осколок. Рана оказалась смертельной.
Причем, и Екатерина, и Диана уговаривали его не принимать участие в турнире. Но Генрих был неумолим, он не желал слышать увещеваний супруги и фаворитки, стремясь лишний раз доказать свою удаль и преданность даме своего сердца — Диане.
Король умер не сразу, он был еще жив, когда королева, не сдержавшись, приказала Диане де Пуатье покинуть Париж, отдав, прежде, все драгоценности, подаренные ей Генрихом.
Это была древняя традиция: со смертью короля все его приближённые (включая мать, жену, детей) возвращали драгоценности, принадлежавшие королевской казне.
Диана, с присущими ей гордостью и стойкостью, дала весьма достойный ответ: «… пока у меня есть повелитель, я хочу, чтобы мои враги знали: даже когда короля не будет, я никого не побоюсь».
Она вернула ларец с драгоценностями только на следующий день после смерти Генриха.
С кончиной царственного супруга Екатерина, получившая, наконец, власть, удалила Диану де Пуатье в изгнание в принадлежавший герцогине наследственный замок Анэ.
Екатерина также поспешила вернуть себе жемчужину королевских владений — замок Шенонсо, для развития которого Диана сделала очень много. Например, разбитые ею сады и парк замка были одними из самых красивых и современных для Франции той эпохи. А знаменитый мост через реку Шер, построенный по распоряжению фаворитки, изменил и полностью трансформировал архитектурный облик Шенонсо, придав ему неповторимое очарование и уникальность!
Возвращаясь к действиям Екатерины Медичи в отношении Дианы — ее многолетней соперницы, очень важно отметить, что, практически, никакой мести за многие годы страданий не было: все, что сделала королева — это сослала Диану в Анэ, хотя могла бы отомстить и наказать Диану гораздо серьезней: отобрать у нее земли, дома, богатство, титул или даже казнить бывшую фаворитку!
Нет, ничего этого Екатерина не свершила...
Мода и кулинария. Но давайте отдохнем на время от королевских страстей и поговорим об интересном. Существует свидетельство, что за Екатериной прочно закрепилось прозвище «Черная королева». Как выясняется, оно появился вовсе не из-за ее зловещей репутации, причина тут совсем иная. Оказывается, Екатерина впервые как королева надела траур черного цвета и носила его все последующие 30 лет. Своей эмблемой она сделала сломанные копья, а траурным девизом — «От этого мои слёзы и моя боль».
До этого во Франции символом скорби королевских особ считался белый цвет, и только она, Екатерина Медичи, изменила этот обычай и позволила себе надеть черные одеяния и черные вуали.Чёрный превратился в её фирменный цвет, воплотив её собственный королевский стиль. Почему?
Скорее всего, потому, что черный цвет придавал ее располневшей от родов и страданий фигуре некую элегантность и стройность!? Ведь с 1544 до 1556 года она непрерывно рожала детей.
За 12 лет она родила десятерых: Франциск, Елизавета, Клод, Людовик, Карл Максимилиан, Эдуард-Александр, который будет потом Генрихом Третьим, Маргарита, Эркюль, и в 1556 году – близнецы Виктория и Жанна, которые умерли еще в утробе.
Да, фигура уже была не такая стройная, безусловно. Но в моде Екатерина Медичи была первой при дворе. Это была ее стезя, в которой ей не было равных: флорентийка была главной законодательницей мод во всей Европе.
К ее предпочтениям и вкусу прислушивалась вся аристократия Франции.
Но и это было не все. Екатерина потрудилась привезти из чудесной Италии разные новшества в моде, кулинарии, искусстве и художественном оформлении интерьеров (благо эта страна всегда была первой во всем прекрасном и новом) и внедрила их при французском дворе.
Например, флорентийка всегда ходила на высоких каблуках, которые она ввела во французскую моду. Каблуки скрадывали недостатки ее маленького роста, делая ее выше и стройней.

Она появилась в туфельках на каблуках прямо на своем собственном бракосочетании! Окружение короля и публика были сражены наповал такой смелостью молодой королевы.
Потому что в средние века (XII в.н.э.) каблук носили только мужчины — эта мода пришла в Европу с Востока. Инквизиция отправляла женщин на смерть за обувь на высоких каблуках.
Современная форма каблука была придумана Леонардо да Винчи в конце XVI вв. Однако, массово оценили его только при правлении невысокого Людовика 14.
Именно Екатерине Медичи прекрасный пол Европы обязан... панталонами для дам и...женскими обмороками – она установила лимит для талии – 33 см, которого достигали с помощью корсета, немилосердно сдавливая грудную клетку (это не давало дамам дышать полной грудью и доводило их до обмороков и смещения органов).
Прибавим к этому, что это Екатерина привезла во Францию 16 века современную вилку и научила французов ею пользоваться. Она забавляла супруга всякими милыми штучками: на одном из банкетов королю подносят трёхзубую вилочку с рукояткой из слоновой кости, которая так ему нравится, что он тут же заказывает такие же приборы для себя и одиннадцати своих придворных.

Возможно, популярности вилки, как это часто бывало, помогла мода: как раз в этот период начали носить широкие кружевные воротники — так называемый воротник «фреза», он был круглый, гофрированный и при этом настолько жесткий и пышный, что даже вращать головой в такой одежде было весьма проблематично. Их носили дворяне и купцы. Изготовляли эти воротники из очень тонкой белой ткани, украшенной венецианскими кружевами. Человеку в таком роскошном воротнике вилка была просто необходима, потому что он даже к столу не мог наклониться.
Это Медичи привезла венецианское стекло и посуду из итальянского города Фаэнца, которую позже в честь этого города стали именовать фаянсом. Приехавший по ее приглашению итальянец Бальтазарини был известен на своей родине, в Пьемонте, как прекрасный скрипач. Он-то и стал основателем французского балета, создав феерическое шоу – «Комедийный балет королевы», синтез музыки и танца. При королеве Екатерине появилось подобие либретто, балет обрёл цельность, а французы поняли, что танцы могут быть искусством.
«Сладкие льдинки». Откуда при французском дворе появились артишоки, салат, горошек и брокколи, петрушка, забайон (яичный крем с добавлением вина и ягод), паста, шпинат, трюфели (!) и множество разнообразных сладостей, в том числе бисквиты.
А кто это привез с собой своих поваров и кондитеров? Кто начал вводить новый этикет за столом? Кто научил французов есть отдельно соленое и сладкое и ввел десерты, как отдельное блюдо?
Кто пристрастил французов к различным соусам, которые мы теперь называем французскими? С кого началось это увлечение соусами? А с тех самых флорентийских поваров, которые приехали из Флоренции вместе с Екатериной Медичи. А сколько людей остались здоровы благодаря завезённому во Францию королевой Екатериной обычаю мыть руки перед едой.
Еще, вместе с юной королевой во Францию приехало итальянское мороженое!
Мороженое впервые появилось на ее свадьбе, которая длилась 34 дня. Итальянские повара каждый день подавали новые блюда и новую разновидность этих «льдинок» — 34 варианта. Их французские коллеги впоследствии блестяще освоили мороженое и многие другие кушанья.
Получилось, что приданое итальянки быстро растратили, весь ее политический вклад привел лишь к падению дома Валуа, а вот вкуснейшее лакомство — мороженое, осталось на веки вечные!
Власть и политика. Но вернемся к истории «черной королевы». После смерти любимого мужа Екатерина Медичи, надев свой знаменитый черный траур, приготовилась пробиваться через своих детей к власти. Ей это удалось – она добилась статуса «гувернантки Франции» при своих сыновьях. Пришло время ее 15-летнему сыну Франциску Второму занять французский трон.
Его свадьба с Марией Стюарт, королевой Шотландии, была с истинно королевской пышностью отпразднована в Париже. Но Франциск оказался неспособным к государственным делам и проводил свое время в развлечениях — охота, танцы и маскарады.
В свое время Генрих Второй позаботился о наилучшем образовании для будущей жены своего сына: молодая королева изучила французский, испанский, итальянский, древнегреческий языки и латынь, произведения античных и современных авторов.
Мария Стюарт брала уроки пения, игры на лютне, полюбила поэзию и охоту. Из пятилетней девочки она превратилась в настоящую королеву. Правление Франциска Второго длилось недолго, он умер от ушной инфекции в 1560 году. Во Франции было достаточно своих претендентов на престол, поэтому 18-летнюю шотландскую королеву вернули на родину.

Вслед за Франциском на престол вступил его младший брат — Карл 9, который правил Францией 14 лет. Этот король прямо на коронации торжественно заявил, что будет править вместе с матерью. Кстати, и на смертном одре его двумя последними словами стали: «О, мама»! Карл тоже оказался не долгожителем и умер в возрасте 24 лет. Следующим королем стал Генрих Третий, который был самым любимым сыном Екатерины.
Сыновья Екатерины царствовали в эпоху постоянных гражданских и религиозных войн во Франции. Перед монархией стояли сложные задачи, например, религиозный конфликт между католиками и протестантами, который перешел в настоящую войну, полную убежденной ненависти и агрессии. Сначала Екатерина пошла на уступки восставшим протестантам-гугенотам, однако затем стала проводить весьма жёсткую политику по отношению к ним.

Позже она была обвинена в организации чрезмерных гонений, проводимых при правлении её сыновей, в частности принято считать, что Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 года, во время которой тысячи гугенотов были убиты, была спровоцирована «черной королевой».
Екатерина всегда была склонна к мистике и магии. К тому же это было модно. У нее было несколько предсказателей, астрологов, нумерологов.
Лучшим королева считала Нострадамуса. С его именем связывают и самое главное предсказание в жизни Екатерины. Историк Наталья Басовская рассказывает, что как-то королева пришла к нему с вопросом «Сколько будут править ее сыновья?».
Он посадил ее у зеркала и начал крутить какое-то колесо. По Франциску колесо повернулось один раз, он, действительно, правил меньше года. По Карлу Девятому – 14 раз прокрутилось колесо, он и правил 14 лет, а по Генриху Третьему – 15, и он правил именно 15 лет.
Вся политика Екатерины была удивительно наивной. Как говорят историки, она была истинной женщиной на троне, и только иногда ей была присуща мужская жесткость, подсмотренная ею у свекра.
Драматичность ситуации была в том, что Екатерина Медичи осталась править в одиночестве, но не все короли и королевы имеют политический талант.
Доказательством этого служит то, что главным оружием королевы были династические браки, ни один из которых не стал удачным. А любимого мужа ей заменила власть.
Некоторые историки рассматривают тактику и стратегию в политике Екатерины как отчаянные меры по сохранению на престоле династии Валуа — любой ценой, а её постоянство в покровительстве искусства и культуры как попытку прославить монархию, престиж которой был в глубоком упадке.
Без Екатерины маловероятно, что её сыновья остались бы у власти. Годы их правления были названы «эпохой Екатерины Медичи». По словам одного из биографов этой королевы, Марка Стрейджа, несмотря ни на какие провалы в политике, Екатерина была самой могущественной женщиной в Европе XVI века.
О Екатерине Медичи нельзя не помнить, как о покровительнице литературы и искусства, а в первую очередь – архитектуры. Любительница роскоши и великолепия, она повелела воздвигнуть новое крыло Лувра и приступила к строительству Тюильри.
Вне Парижа ее стараниями был возведен архитектурный шедевр – галерея замка Шанонсо. Личная библиотека королевы, в которой имелось множество редких рукописей, была одной из крупнейших во Франции эпохи Возрождения.
Бальзак писал: «Несмотря на то что она была итальянкой и принадлежала к страстному роду Медичи, даже кальвинисты, которые возвели на неё столько клеветы, не могли приписать ей ни одного любовника».
И окажись вблизи неё хотя бы один персонаж мужского пола без симптомов деградации, может, не было бы «чёрной» королевы, а была бы «скромная супруга и добродетельная мать», сторонница прогресса, покровительница ремёсел, наук и искусств, та, что оставила Лувру 476 картин.
Итак, как же стоит относиться к Екатерине Медичи? Осуждать или оправдывать? Сирота, брошенная жена, униженная «купчиха» при дворе, мать, пережившая почти всех своих детей. Энергичная, вечно занятая королева-мать, чья политическая деятельность по объединению Франции, была, как оказалось, бессмысленной. На боевом посту, руководимая своими представлениями о судьбе страны, она всё ездила и ездила по Французскому королевству, пока нездоровье не настигло ее в Блуа, где она и скончалась во время своего очередного визита.
Фигура Екатерины Медичи привлекает многочисленных исследователей и писателей. Один из последних романов о ней под названием «Терновый венец Екатерины Медичи»( автор Н.А.Гульчук) также посвящен трагической судьбе знаменитой флорентийки, вершившей судьбы Франции в течение тридцати лет. В книге представлен психологический портрет королевы — трагический образ супруги, матери, государственного деятеля.
Был ли венец Екатерины терновым? Как сказать. Ведь несмотря ни на что, мы никогда не узнаем всю правду о ней, как о личности, мы можем оценивать лишь результат ее поступков. Эта флорентийка привнесла во Францию много новшеств, посвятила этой стране десятилетия своей жизни, развивала ее культуру и искусство, но сама не была счастлива.
Однако, несчастная жизнь не оправдывает ее методы – «все ради власти». Был какой-то страшный рок в судьбе этой сироты, этого «дитя смерти», незаурядной женщины, которая пережила всех своих любимых и близких, даже детей! И нельзя не понимать, что ее неумелые усилия по объединению Франции и упорство в сохранении собственной власти уничтожили процветающую династию Валуа...
Продолжение следует в следующей части, посвященной судьбе Дианы де Пуатье после смерти Генриха Второго.
Анна Касаткина.
А что вы знаете и что думаете об истории и личности Екатерины Медичи?